Неделя 2-я Великого поста. Глас 6-й. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Прп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750). Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Фалале́я Сирийского (ок. 460). Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Сщмч. Сергия Увицкого пресвитера (1932); мч. Михаила Маркова (1938). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36–53. Лит. – Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мк., 7 зач., II, 1–12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16. На утрене катавасия «Отверзу уста моя…». На литургии прокимен, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны…» и прокимен свт. Григория, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость…».
Тропарь воскресный, глас 6: А́нгельския Си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ де́ву, да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́. Тропарь святителя Григория, глас 8: Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю, мона́хов добро́то,/ богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче,/ Фессалони́тская похвало́, пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим. Кондак святителя Григория, глас 8: Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н,/ богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя, Григо́рие богоглаго́льниче,/ но я́ко ум, Уму́ пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш, о́тче, наста́ви, да зове́м:// ра́дуйся, пропове́дниче благода́ти. Кондак 2-й Недели Великого поста, глас 4: Ны́не вре́мя де́лательное яви́ся, при две́рех Суд,/ воста́нем у́бо постя́щеся,/ принесе́м сле́зы умиле́ния,/ ми́лостынями, зову́ще:/ согреши́хом па́че песка́ морска́го,/ но осла́би, Соде́телю всех,// я́ко да прии́мем нетле́нныя венцы́.
Каждый человек, верующий или даже неверующий, посещающий храм или не посещающий, сознаёт, если у него остается совесть, что он сделал неправильно, неверно – обманул, украл, обидел, не говоря уж о более страшных преступлениях. Но ведь и преступники осознают, что совершили преступление, – а дальше что? А дальше преступника подвергают заключению, с тем чтобы он по-настоящему осознал ошибочность своих действий и раскаялся в них, – так работает светская система исправления преступлений. В большинстве случаев мы не совершаем таких проступков, которые влекут за собой наказание со стороны государства, но ведь это не значит, что абсолютное большинство людей не совершает грехов, то есть преступлений против Божиего закона. Каждый совершает грехи, сознаёт он это или нет, и эти грехи нагромождаются в нашей душе как огромная тяжесть, мешающая человеку подняться над повседневностью и войти в общение с Господом. Однако в Церкви есть особая система, способная освободить человека от тяжелого состояния вины и дать прощение, – это покаяние. Не только то, которое происходит во время исповеди в храме, но то, что должно предшествовать этой исповеди, – осознание своих грехов, осознание своей неправды; а ведь это самое важное, потому что абсолютное большинство людей считают себя ни в чем не виноватыми. Если нет угрызений совести, нет контроля за своим внутренним состоянием, то все как будто благополучно. Но когда мы исповедуемся пред крестом и Евангелием, мы вспоминаем наши грехи, по крайней мере те, что беспокоят нашу совесть, и приносим покаяние. И по тому великому дару, который Господь даровал Своей Церкви и который Он так ясно выразил в словах, исцеляющих расслабленного, – «прощаются тебе грехи твои», – и мы получаем от Господа прощение грехов.