Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7-й. Мчч. 42-х во Амморе́е: Константина, Ае́тия, Феофила, Феодора, Мели́ссена, Ка́ллиста, Васо́я и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, А́нзерского (1720). Обретение Честно́го Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Ко́нона и сына его Ко́нона (270–275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Прп. Фридоли́на Зекинге́нского (540). Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо». Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Мк., 37 зач., VIII, 34 – IX, 1. На великой вечерне по «Ныне отпущаеши» – «Богородице Дево» дважды и тропарь Креста единожды. На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен дважды, «Слава» Креста, «И ныне» – «Гавриилу вещавшу…». Евангелие читается в алтаре. Катавасия «Божественнейший прообрази́ древле Моисей…». После великого славословия – вынос Креста и поклонение ему. На литургии по входе тропарь воскресен и Креста. «Слава, и ныне» – кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…». Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…». Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Причастен «Зна́менася на нас свет Лица Твоего, Господи».
Тропарь воскресный, глас 7: Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м смерть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику рай,/ мироно́сицам плач преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость. Тропарь Креста, глас 1: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́,/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя,// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство. Кондак Креста, глас 7: Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских,/ на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з, дре́во Кре́стное,/ сме́ртное жа́ло и а́дова побе́да прогна́ся,/ предста́л бо еси́, Спа́се мой, вопия́ су́щим во а́де:// вни́дите па́ки в рай.
Сегодня мы вспоминаем крест Господень, Его страдания. Опускаясь на колени перед крестом, нужно в первую очередь возблагодарить Господа за Его жертву, за Его любовь ко всем нам, через которую мы получили спасение и искупление наших собственных грехов. Именно кресту посвящается третье воскресенье Великого поста, находящееся в самом его центре, а также последующая Крестопоклонная седмица. Всё это должно помочь нам через размышления, молитвы, чтение Священного Писания не только понять, но и прочувствовать ту Божественную силу, которая прикоснулась к роду человеческому и каждому из нас и через страдания Сына Божиего принесла нам избавление. Пусть переживания Крестопоклонной седмицы укрепят нас в вере, а также и в понимании того, что скорби, которые в нашей жизни случаются, необходимы, как необходима была величайшая скорбь Спасителя, пригвожденного ко Кресту на Голгофе. Испытания и скорби не должны надламывать человека, тем более лишать его веры. А если начинается хоть малое колебание веры, которое часто сопровождается словами «Господи, где же Ты? Если бы Ты был, то этого бы не случилось!», – то, как только это диавольское искушение коснется нашего сознания, посмотрим на крест и поймем, что Спаситель мира более всех пострадал, чтобы искупить человеческие грехи. А потому, может быть, и наши скорби Господь попускает для того, чтобы уже здесь, на земле, мы искупили свои грехи и были достойны войти в Его Божественное Царство.