Прп. Феодора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского (1479). Мч. младенца Гавриила Белосто́кского (1690). Свтт. Григория (593) и Анаста́сия Синаи́та (599), патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). Свт. Николая Велимировича, еп. О́хридского и Жи́чского (1956) (Серб.)*. Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского (1937). Кипрской иконы Божией Матери (392). Деян., 19 зач., VIII, 18–25. Ин., 21 зач., VI, 35–39.
* Сербская Православная Церковь совершает память свт. Николая (Велимировича) дважды в год: 5 марта ст. ст. (день его блаженной кончины) и 20 апреля (день перенесения его мощей).
Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2: Благообра́зный Ио́сиф,/ с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми,/ во гро́бе но́ве, закры́в, положи́,/ но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость. Ин тропарь Недели жен-мироносиц, глас тот же: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость. Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2: Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ Воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба. Тропарь воскресный, глас 2: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́;/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́. Кондак преподобного Феодора, глас 4: Яви́лся еси́ преди́вен житие́м,/ Фео́доре му́дре о́тче,/ власяны́ми ру́бы измени́в/ па́че ца́рских сокро́вищ,/ я́же на земли́,/ сего́ ра́ди небе́сную оде́жду восприя́л еси́,// при́сно моли́ о нас, преподо́бне.
С христианофобией тесно связана такая острая проблема современности, как активная дехристианизация европейского общества. Как писал святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский, «Христос уходит из Европы». Трагедию Европы владыка усматривал в том, что она «отвергла Царство жизни вечной», отреклась от своих христианских корней. «Где теперь Христос в Западной Европе? – вопрошает сербский святитель. – На дальнем конце стола. А кто же во главе стола? Политики, философы, писатели, бизнесмены, фарисеи, саддукеи». Сегодня процесс секуляризации, отрицания абсолютной Истины, отказа в своей жизни и деятельности от основополагающих христианских ценностей, устранения самого понятия греха из общественного сознания достигает невиданного прежде размаха. Мы с глубочайшим сожалением вынуждены констатировать свершившийся факт: многие европейские государства фактически отказались от своей христианской идентичности. Причем отказ от христианских ценностей на Западе осуществляется, несомненно, по воле политических элит, а не по воле самих народов Европы.