Православный календарь на 4 ноября 2023 года

Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвли́ха, Мартиниана, Дионисия, Антони́на, Константина (Ексакустодиа́на) и Иоанна (ок. 250; 408–450). Мчч. Александра еп., Ира́клия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III). Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012). Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери. Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4: Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех, и ско́рбех, и в боле́знех, обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́/ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя/ избавле́ния всех зол./ Всем поле́зная да́руй/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8: Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́. Величание: Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем с ве́рою притека́ющим к нему́.

Я бы хотел сказать о некоем совпадении исторических событий, связанных с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери. С одной стороны, это изгнание поляков вначале из Москвы, а затем из России. Но ровно через 200 лет, день в день, произошло другое событие. Вы знаете, что Наполеон в 1812 году вошел в Москву. Ждал, что к нему придут на поклон, – никто не пришел. Сидел в Кремле, а потом решил разграбить все, что только можно, погрузить в обозы и двинуться восвояси. Но именно в этот день войска под командованием генерала и атамана Платова и генерала Милорадовича дали бой арьергарду Наполеона и отбили у него обозы с награбленным. После этого Наполеон уже не спокойно уходил из России, а бежал, как преступник от возмездия. Уже не было сил никого грабить, Наполеон ноги уносил, а сокрушительный удар по наполеоновской армии совершился именно в этот день. Снова, как за 200 лет до того в Москве, наша армия и наш народ одержали победу, о которой мало кто говорит, но именно победа над арьергардом Наполеона, покидавшим Россию, превратила это отступление в бегство и привела к полному разгрому армии противника. 200 лет отделяют одно событие от другого, но произошли они в один и тот же день. Кто-то скажет: «случайность», а мы говорим: «знак». Знак того, что Царица Небесная, Пречистая Дева Мария, по молитвам многострадального народа нашего пребывала с нами и, надеемся, пребывает и сегодня. Только очень важно помнить: как под лежачий камень вода не течет, так и благодать Божия не простирается на тех, кто не желает эту благодать иметь. И если мы как народ отступимся от веры православной, если мы забудем уроки истории, если мы отвернемся от духовного подвига наших предков, то никакой благодати над нами не будет.

Богослужебные указания


Февраль 2014