Апп. от 70-ти Ера́ста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Мч. Оре́ста врача (304). Сщмч. Мили́я, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Симво́лех. Вмч. Константина-Кахи, кн. Грузинского (852). Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.). Прмч. Нифонта Выблова и мч. Александра Медема (1931); сщмчч. Прокопия, архиеп. Херсонского, Дионисия Щеголева, Иоанна Скадовского и Петра Павлушкова пресвитеров (1937); сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прмчч. Иоанникия Дмитриева и Серафима Гущина, мчч. Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); сщмч. Бориса Семенова диакона, мч. Николая Смирнова и мц. Анны Остроглазовой (1930-е); мцц. Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942). 2 Сол., 276 зач., II, 13 – III, 5. Лк., 70 зач., XIII, 1–9.
Тропарь апостолов, глас 3: Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим. Кондак апостолов, глас 2: Боже́ственным све́том ум озари́вше,/ вити́йская плете́ния му́дре разори́сте,/ и язы́ки вся улови́вше, апо́столи сла́внии,/ Влады́це приведо́сте,// Тро́ицу Боже́ственную сла́вити науча́юще. Ин кондак апостолов, глас 4: Яви́ся днесь апо́стол честно́е торжество́,/ подаю́щее я́ве всем прегреше́ний оставле́ние,// соверша́ющим их па́мять.
День памяти святого великомученика и Победоносца Георгия – это совершенно особый день в нашем церковном календаре. Этот дивный угодник Божий во времена языческих гонений в Римской империи отдал свою жизнь в мучениях за верность Господу. И Господь дал ему огромную силу, ибо за верность и веру Бог дает людям силу. Как замечательно мы называем этого святого: не просто великомученик, но Победоносец, то есть тот, кто приносит победу. Мы называем его так не только потому, что он одержал победу над злом, над своими мучителями в начале IV века, будучи мучим по приказу императора Диоклетиана, последнего римского императора, который гнал христиан, но еще и потому, что с его именем связываются многие иные победы. И замечательно, что на гербе России и ее столицы помещено его изображение, ведь святой Георгий издавна являлся покровителем града Москвы и всей нашей страны. Совершенно не случайно, что символами побед в войнах стали мученики: не только святой Георгий, но и святой великомученик Феодор Стратилат и многие другие. Потому что от воина требуется то же самое, что и от мученика, – вера и верность. Вера в Бога и вера в то, что воин делает правое дело; эти вера и убежденность в правоте своего дела должны сопровождаться верностью даже до смерти (Откр. 12, 11).