Православный календарь на 3 сентября 2023 года

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мц. Вассы и чад ее, мчч. Фео́гния, Ага́пия и Писта (305–311). Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Прп. Марфы Дивеевской (1829). Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 26 августа). Прп. Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII–XIII). Прмч. Рафаила (1941) (Серб.). Сщмч. Александра Елоховского пресвитера (1918); сщмчч. Павла Ягодинского и Феодора Каллистова пресвитеров (1937); прмч. Игнатия Даланова (1942). Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903). Иконы Божией Матери, именуемой «Прибавление ума» (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 15 августа). Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8. Лит. – 1 Кор., 166 зач., XVI, 13–24. Мф., 87 зач., XXI, 33–42. После литургии совершается молебен о сохранении творения Божия*.

* 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в «Богослужебных указаниях»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.

Тропарь воскресный, глас 4: Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость. Кондак воскресный, глас 4: Спас и Изба́витель мой/ из гро́ба, я́ко Бог, воскреси́ от уз земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,/ и я́ко Влады́ка// воскре́се тридне́вен. Тропарь Успения Пресвятой Богородицы, глас 1: В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́,/ Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша. Кондак Успения Пресвятой Богородицы, глас 2: В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную. Тропарь апостола Фаддея, глас 3: Апо́столе святы́й Фадде́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим. Кондак апостола Фаддея, глас 4: Я́ко звезду́ пресве́тлую/ Це́рковь тя стяжа́,/ апо́столе Фадде́е,/ чудесы́ твои́ми всегда́ просвеща́ема,// спаси́ ве́рою чту́щия па́мять твою́. Тропарь преподобной Марфы Дивеевской, глас 2: Собесе́днице преподо́бнаго Серафи́ма,/ ди́вная отрокови́це и ма́ти на́ша Ма́рфо,/ равноа́нгельное житие́ стяжа́вши,/ на Небесе́х жи́тельства дости́гла еси́,// иде́же мо́лишися о спасе́нии душ на́ших. Кондак преподобной Марфы Дивеевской, глас 8: Кро́тостию и смире́нием украси́вшися/ и любве́ Боже́ственныя испо́лнившися,/ ра́дость Небе́сную стяжа́ла еси́,/ отрокови́це ю́ная и ма́ти на́ша Ма́рфо,/ и, в а́нгельский о́браз от преподо́бнаго Серафи́ма обле́кшися,/ с му́дрыми де́вами в Черто́г Небе́сный всели́лася еси́,/ иде́же мо́лишися// о спасе́нии душ на́ших.

Забота об окружающей среде требует ограничения человеческого потребления, то есть потребления всего того, что производит окружающая среда. А мы знаем, что современная цивилизация определяет уровень своего развития и благополучия именно по уровню потребления: чем больше человек потребляет, тем, стало быть, счастливее и благополучнее жизнь. Однако чем больше мы потребляем, тем больше разрушаем Божий мир, и как же тут обойтись без Божией помощи? Ведь человек, борясь с грехом, преодолевает самого себя, а грех разрушения окружающего мира также требует, чтобы человек ограничивал свою жадность, стремление иметь больше и потреблять больше. А какими простыми словами можно убедить человека в том, чтобы он отказался покупать больше, жить лучше, комфортнее? Нет таких слов. И потому, для того чтобы остановить опасное развитие человеческого общества и всей человеческой цивилизации, несомненно, требуется помощь свыше. Помолимся, мои дорогие братья и сестры, о том, чтобы Господь всем нам дал силы контролировать свои потребности, чтобы всему человеческому обществу была дана возможность разумно потреблять то, что дает Божий мир, чтобы не погубить мир и самих себя. Помолимся о даровании всем нам сил, могущих ограничить человеческий эгоизм, а вместе с ним и все те тяжелые последствия, которые реализация человеческого эгоизма налагает на окружающий нас мир, на Божие творение.

Богослужебные указания


Февраль 2014