Православный календарь на 10 сентября 2023 года

Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Прп. Моисея Му́рина (ок. 400). Обре́тение мощей прп. Иова Почаевского (1659). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих. Прп. Саввы Кры́пецкого, Псковского (1495). Прав. Анны пророчицы, дщери Фану́илевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Вмц. Шуша́ники (Шушаник), царицы Ранской (475) (Груз.). Собор святых Нижегородской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 26 августа)*. Собор Саратовских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 31 августа). Сщмч. Алексия Будрина пресвитера (1918); прмчч. Казанских: Сергия Зайцева, Лаврентия Никитина, Серафима Кузьмина, Феодосия Александрова, Леонтия Карягина, Стефана, Георгия Тимофеева, Илариона Правдина, Иоанна Сретенского и Сергия Галина (1918); сщмч. Александра Медведева диакона (1918); сщмч. Николая Георгиевского пресвитера (1931); сщмч. Василия Сокольского пресвитера (1937). Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – 2 Кор., 170 зач., I, 21II, 4. Мф., 89 зач., XXII, 1–14. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23**.

* Празднование Собора святых Нижегородской митрополии в день Собора Нижегородских святых (29 августа / 11 сентября) внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 6 октября 2020 года. ** Чтения преподобных читаются, если совершается служба прпп. отцов Киево-Печерских или прп. Саввы Крыпецкого.

Тропарь воскресный, глас 5: Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на Крест,/ и смерть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным Воскресе́нием Свои́м. Кондак воскресный, глас 5: Ко а́ду, Спа́се мой, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бысть, Человеколю́бче;/ те́мже вси зове́м:// спаси́ нас, Го́споди. Тропарь преподобного Моисея Мурина, глас 1: Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, богоно́се о́тче наш Моисе́е:/ посто́м, бде́нием, моли́твою небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сл́ава Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния. Кондак преподобного Моисея Мурина, глас 4: Му́рины зауши́в и ли́ца де́монов поплева́в,/ мы́сленно просия́л еси́,/ я́коже со́лнце све́тлое,/ све́том жития́ твоего́// и уче́нием наставля́я ду́ши на́ша. Тропарь преподобных отцов Киево-Печерских, глас 4: Мы́сленное со́лнце и све́тлую луну́,/ первонача́льных Пече́рских,/ со всем собо́ром преподо́бных днесь почти́м,/ ти́и бо, церко́вную твердь озаря́юще,/ просвеща́ют во тьме страсте́й бе́дствующих,/ и подаю́т от Христа́ Бо́га моли́твами свои́ми по́мощь во всех ско́рбех,// и душа́м на́шим про́сят избавле́ния. Кондак преподобных отцов Киево-Печерских, глас 8: Избра́ннии от всех родо́в уго́дницы Бо́жии,/ святи́и преподо́бнии Пече́рстии,/ на сих гора́х доброде́тельми просия́вшии,/ вас земля́ не потаи́ла есть,/ но Не́бо отве́рзеся вам и ра́йское селе́ние./ Те́мже мы похва́льныя пе́сни Бо́гу, просла́вльшему вас, в па́мяти ва́шей прино́сим;/ вы же, я́ко иму́щии дерзнове́ние,/ ваш Собо́р почита́ющих/ от всех бед моли́твами ва́шими заступа́йте,// я́ко засту́пницы на́ши и к Бо́гу хода́таи. Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого, глас 7: От мирска́го жития́ изше́д,/ отверже́нием же ми́ра Христу́ после́довал еси́/ и, в пусты́ни все́лься,/ равноа́нгельное житие́ пожи́л еси́,/ отону́дуже, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом,/ и ны́не, со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́,/ помина́й нас, чад свои́х,/ я́же собра́л еси́, богому́дре,/ да ра́достию от души́ вопие́м:/ ра́дуйся, Са́вво,// о́тче преблаже́ннейший. Кондак преподобного Саввы Крыпецкого, глас 1: Возсия́ от пусты́ни сла́вному гра́ду Пско́ву/ но́вое све́тлое со́лнце,/ чуде́с луча́ми всех озаря́ющее/ и благода́тне согрева́ющее,/ тьму же вся́ких искуше́ний и наве́тов/ и хлад грехо́вный отженя́ющее./ Прииди́те у́бо, пра́зднующе блаже́нную па́мять/ сего́ свети́льника на́шего, воспои́м:/ сла́ва Бо́гу, та́ко промышля́ющему о нас,/ сла́ва уго́днику Его́, сохраня́ющу нас!/ Ты же, преподо́бне о́тче Са́вво,/ о и́же твою́ при́сно па́мять почита́ющих/ моли́ Христа́ Бо́га,// я́ко да ми́лостив бу́дет нам и в День Су́дный.

Сколько существует мир, столько существует вера, и столько же существует неверие. Причины неверия очень понятны. Предельно ясно, почему человек не верит: если он опирается только на знания и опыт, то все, что превышает их, он отрицает. Иногда говорят: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» Произнося или даже не произнося эти слова, человек нередко отрицает саму возможность существования того, что лежит за пределами его опыта. Иногда, оправдывая свое неверие и неверие своих детей, молодежи, мы говорим: «Да, в наше время, знаете ли, трудно верить». А почему в наше время трудно верить? Человечество в каждую эпоху создавало многое, что можно отнести к результатам цивилизационного развития. Разве египетские пирамиды не поражали воображение? А разве не завораживала умы людей ирригационная система Нижнего Нила? Сложнейшая система оросительных каналов, которую мир не знал! А появление бумаги, письма? А познания в астрономии, в медицине? Разве не поражали они воображение людей? Никогда не следует ссылаться на эпоху, подчеркивая, что достижения современной эпохи, мол, особым образом препятствуют вере человека в Бога. Это абсолютное заблуждение. То, что происходит в мире, что является производным человеческой деятельности, никак не может повлиять на мировоззренческий выбор человека, если только это настоящий выбор, если человек не «плывет в общем потоке, по воле волн». Если он сознательно прокладывает свой жизненный путь, то все достижения цивилизации никак не могут повлиять ни на его веру, ни на его безверие.

Богослужебные указания


Февраль 2014