На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Прп. Николая монаха (IX). Прмч. Иннокентия Беды (1928); сщмч. Сергия Мечева пресвитера (1942). Литургия св. Василия Великого. На 1-м часе: Евр., 303 зач., I, 1–12. Мф., 2 зач., I, 18–25. На 3-м часе: Гал., 208 зач., III, 23–29. Лк., 5 зач., II, 1–20. На 6-м часе: Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мф., 3 зач., II, 1–12. На 9-м часе: Евр., 306 зач., II, 11–18. Мф., 4 зач., II, 13–23. Лит. – Евр., 303 зач., I, 1–12. Лк., 5 зач., II, 1–20. В этот день 1-й час к утрене не присоединяется, но совершаются отдельно часы на́вечерия и изобразительны. Блаженны читаются. Литургия св. Василия Великого начинается великой вечерней. Вход с Евангелием. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш…». Чтение паримий с пением припевов. Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…». На литургии отпуст: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш…». По отпу́сте литургии клирики перед свещником с зажженной свечой поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова.
Тропарь предпразднства, глас 4:
Написова́шеся иногда́ со ста́рцем Ио́сифом,/ я́ко от се́мене Дави́дова, в Вифлее́ме Мариа́м,/ чревонося́щи безсе́менное Рожде́ние./ Наста́ же вре́мя рождества́,/ и ме́сто ни еди́ноже бе обита́лищу,/ но я́коже кра́сная пала́та верте́п Цари́це показа́шеся.// Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший воскреси́ти о́браз.
Кондак предпразднства, глас 3:
Де́ва днесь преве́чное Сло́во/ в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно:/ лику́й, вселе́нная, услы́шавши,/ просла́ви со А́нгелы и па́стырьми/ хотя́щаго яви́тися// Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.
О каком разуме идет речь, когда мы говорим «воссиял миру свет разума»? Тропарь доносит нам великую Божественную тайну: через пришествие в мир Спасителя роду человеческому дано было увидеть, почувствовать, осознать и всегда иметь Божественный разум. Разум, который принес нам Господь Иисус Христос. Разум, который запечатлен на страницах Евангелий и всех новозаветных писаний. Разум, который содержит в своем Священном Предании Церковь Вселенская. Чем же вооружил этот разум род человеческий? Он всех нас вооружил самым главным – способностью отличать добро от зла. Не так, как это произошло в раю, когда, вкусив от древа познания добра и зла, люди осознали, что есть добро и зло, и тут же пошли по пути зла. Но во исправление грехов рода человеческого начиная от Адама, нам дана, вместе с ведением о том, что есть Божественный разум, и сила Божественная, Божественная благодать, которая помогает хранить этот разум в своем разуме и, более того, вооружает нас возможностью сопротивляться множеству притягательных предметов, мыслей, идей и всего прочего, что обрушивается на человека, и сохранять доверие Божественному разуму.