Православный календарь на 18 января 2023 года

На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопе́мпта, еп. Никомидийского, и мч. Фео́ны волхва́ (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прп. Симеона Псково-Печерского (1960). Прор. Михея (IX в. до Р. Х.). Прп. Аполлина́рии (ок. 470). Прп. Фости́рия. Прп. Мины (VI). Прп. Григория Акри́тского (ок. 820). Сщмч. Андрея Зимина пресвитера (1920); мч. Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мц. Евгении Доможировой (1933); сщмч. Сергия Лаврова пресвитера (1934); мч. Матфея Гусева (1938). Литургия св. Василия Великого. На 1-м часе: Деян., 33 зач., XIII, 25–32. Мф., 5 зач., III, 1–11. На 3-м часе: Деян., 42 зач., XIX, 1–8. Мк., 1 зач., I, 1–8. На 6-м часе: Рим., 91 зач., VI, 3–11. Мк., 2 зач., I, 9–15. На 9-м часе: Тит., 302 зач., II, 11–14; III, 4–7. Мф., 6 зач., III, 13–17. Лит. – 1 Кор., 143 зач., IX, 19–27. Лк., 9 зач., III, 1–18. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1–4. Мк., 2 зач., I, 9–11. День постный. В этот день 1-й час к утрене не присоединяется, но совершаются отдельно часы навечерия Богоявления и изобразительны. Блаженны читаются. Литургия св. Василия Великого начинается великой вечерней. Вход с Евангелием, прокимен дня, чтение 13 паримий с пением припевов. После паримий – малая ектения, возглас «Яко Свят еси, Боже наш…», Трисвятое и далее – литургия. Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…». По заамвонной молитве – тропари «Глас Господень…» (стихирным распевом) и великое освящение воды. На литургии отпуст: «И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш…». По отпусте литургии «посреде церкве» перед зажженной свечой поются тропарь и кондак праздника Богоявления.

Тропарь предпразднства, глас 4: Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елиссе́евою,/ возне́сшуся Илии́,/ и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду/ и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый,/ во о́браз вои́стинну Креще́ния,/ и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие:// Христо́с яви́ся во Иорда́не освяти́ти во́ды. Кондак предпразднства, глас 4: Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго. Ин кондак предпразднства, глас 2: Всех, Христе́, Благоутро́бне, отъе́мляй прегреше́ний мно́жество/ ми́лости ра́ди безме́рныя,/ Иорда́нскими вода́ми крести́тися гряде́ши, я́ко Челове́к,/ оде́ждею мя одева́я,// сла́вы дре́вния обнаже́нна лю́те.

Да поможет всем нам Господь хранить веру в сердце, дабы обретать через нее Божественную благодать. По милости Божией, по человеколюбию Сына Божиего благодать даруется нам всякий раз, когда мы совершаем Святую Евхаристию, всякий раз, когда мы окропляем себя святой водой, всякий раз, когда мы участвуем в церковных таинствах. Эта благодатная сила даруется нам, почему она и называется в Священном Писании «даром». За эту силу не нужно вносить никаких пожертвований, не нужно ничем жертвовать – только нужно иметь сильную веру, потому что никакие человеческие усилия, никакие духовные упражнения, никакое напряжение воли не помогут нам привлечь к себе Божественную благодать, которая дается даром в ответ на нашу веру.

Богослужебные указания


Февраль 2014