Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Литургия св. Иоанна Златоуста. Утр. – Мк., 2 зач., I, 9–11. Лит. – Тит., 302 зач., II, 11–14; III, 4–7. Мф., 6 зач., III, 13–17. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1–4. Мк., 2 зач., I, 9–11. Всено́щное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. На великом повечерии по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, по 2-м – кондак. После чтения «Слава в вышних Богу…» – лития. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в вода́х Иорданских». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств Деву Пречистую, Богородицу». В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш…». На литургии антифоны праздника, входный стих: «Благословен Гряды́й во Имя Господне, благослови́хом вы из до́му Господня, Бог Господь и явися нам». Вместо Трисвятого – «Елицы…». Вместо «Достойно» – «Величай, душе́… Недоуме́ет всяк язык…» (до отдания). По заамвонной молитве – великое освящение воды.
Тропарь праздника, глас 1: Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ Возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся, Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́. Кондак праздника, глас 4: Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́ и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный. Величание: Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских. Задостойник, глас 2: Велича́й, душе́ моя́,/ Честне́йшую Го́рних во́инств// Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу. Недоуме́ет всяк язы́к благохвали́ти по достоя́нию,/ изумева́ет же ум и преми́рный пе́ти Тя, Богоро́дице;/ оба́че, Блага́я су́щи, ве́ру приими́,/ и́бо любо́вь ве́си Боже́ственную на́шу:// Ты бо христиа́н еси́ Предста́тельница, Тя велича́ем.
Размышляя о значении воли в деле духовного роста человека, наш выдающийся святитель Феофан Затворник говорил так: «Нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах», а потом добавил к этому: «И немощь сия присутствует у большинства из нас». Правильно говорил святитель: у большинства из нас воля действительно именно такая. А для того чтобы она стала и твердой, и трудолюбивой, необходимо ее воспитывать. Однако это невозможно сделать, что называется, теоретически, в кабинетных условиях. Воля воспитывается в жизни, в действиях, поступках. И самым лучшим способом воспитания воли является работа над преодолением наших пороков и слабостей (а они есть у каждого человека), которые мешают нам обрести твердые навыки религиозной жизни. Покаяние, молитва, пост, добрые дела являются теми средствами, с помощью которых возбуждается ревность по Боге и формируются навыки религиозного образа жизни. Ну а если человеческая душа порабощена такими пороками, как осуждение, пустословие, ложь, клевета, зависть, гнев, распутство, злоба, то разве можно возрастать в молитве, в покаянии, в воздержании, в доброделании? – Да никогда. Пороки не дадут нам возможности развивать эти добродетели и претворять в жизнь наши религиозные убеждения. Они прочной стеной станут на пути нашего духовного движения. Для того чтобы неуклонно идти вперед, двигаясь к заветной цели христианской жизни, нужно бороться с этими пороками, преодолевать их, изгонять из своей души. Именно в этой борьбе и закаляется воля христианина, становясь твердой и трудолюбивой, по слову святителя Феофана.