Великий Четверток. Воспоминание Тайной Ве́чери. Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блж. Матроны Московской (1952). Мчч. Феоны, Христофо́ра и Антонина (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813–820). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Прп. Никифора игумена. Свт. Виктора исп., еп. Гла́зовского (1934). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1–39. Лит. – 1 Кор., 149 зач., XI, 23–32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1–20. Ин., 44 зач., XIII, 3–17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21–39. Лк., 109 зач., XXII, 43–45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 – XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1–11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12–17. На утрене кафизм нет (кафизмы отменяются до Недели Фоминой, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы). «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголем. По 50-м псалме – канон. По «Благо есть» (читается один раз) – тропарь «Егда славнии ученицы́…» и сугубая ектения. Часы обычные (на 1-м часе паримия). На изобразительных Блаженны читаются. Литургия начинается вечерней. Вход с Евангелием. Вместо Херувимской песни, причастна, «Да исполнятся уста наша…», а также во время причащения (вместо «Тело Христово приимите…») – «Вечери Твоея тайныя…». Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона: «Странствия Владычня…». Отпуст утрени и литургии: «Иже за превосходящую благость…». Отпуст повечерия и изобразительных: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычно в Великий Четверг заготовляются запасные Святые Дары на весь год для причащения больных. Чин умовения ног, по традиции, совершается при архиерейском служении.
Тропарь, глас 8:
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый,/ сребролю́бием неду́говав, омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́ несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия.// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 2:
Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да, раб и льстец.
Ексапостиларий:
Черто́г Тво́й ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
Вместо Херувимской песни поем тропарь, глас 6:
Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь,/ Сы́не Бо́жий,/ прича́стника мя приими́:/ не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м,/ ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да,/ но яко разбо́йник испове́даю Тя:// помяни́ мя, Го́споди, во Царствии Твоем.
Вместо «Достойно…» поем ирмос, глас 6:
Стра́нствия Влады́чня и безсме́ртныя трапе́зы на го́рнем ме́сте высо́кими умы́, ве́рнии, прииди́те наслади́мся, возше́дша сло́ва от Сло́ва научи́вшеся, Его́же велича́ем.
В евхаристических молитвах мы вспоминаем страдания, смерть и Воскресение Господа и Спасителя и благодарим Его за тот великий дар, который Он дал всем людям, – за избавление рода человеческого от власти диавола, от власти греха. Это не значит, что Слово Божие, Его весть, Его благодать преобразуют нашу волю таким образом, что мы не можем совершать злые и неправильные поступки. Если бы было так, то тем самым Господь отказался бы от Своего Божественного замысла о человеке, наделенном свободной волей. Человек остается свободным, он может верить или не верить, молиться или не молиться, совершать таинство Евхаристии или не совершать его. Но для Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), которая хранит все то, что Господь передал ученикам Своим, это великая заповедь: совершать, подобно тому что было совершено в Сионской горнице Самим Спасителем, таинство Святой Евхаристии. И мы благословляем хлеб и верим, что силой Святого Духа реально претворяются в жизнь слова Самого Господа: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов» (из молитв Евхаристии; ср.: Мф. 26, 26–30; 1 Кор. 11, 24–25). И затем, благословляя Чашу с вином, мы верим, что силой Святого Духа в этой Чаше после благословения и молитвы Церкви пребывает Кровь Христова, Которая избавляет и спасает нас от всех грехов.