Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Свт. Марти́на исп., папы Римского (655). Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мч. Ардалио́на (305–311). Мчч. 1000-и Персидских и Аза́та скопца (ок. 341). Св. Александра Орлова исп., пресвитера (1941). Виленской и Виленской-Остробрамской икон Божией Матери. Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 – XIII, 8. Ин., 39 зач., XI, 1–45. На трапезе разрешается вкушение рыбной икры. Служба только по Триоди. На утрене после 17-й кафизмы – «Ангельский собор» (совершается каждение всего храма), малая ектения, седален Триоди дважды. «Воскресение Христово видевше». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Славословие великое. С этого дня «Честнейшую» не поется до понедельника Фоминой седмицы. На литургии по входе: «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся…». Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона «Чистую славно почтим…». Отпуст утрени и литургии: «Христос, Истинный Бог наш…» – с упоминанием имени св. прав. Лазаря. С этого дня Минея не употребляется до понедельника Фоминой седмицы, кроме служб великих святых.
Тропарь Лазаревой субботы, глас 1:
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́, Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Кондак Лазаревой субботы, глас 2:
Всех ра́дость Христо́с,/ И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра воскресе́ние,/ су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию/ и бысть о́браз воскресе́ния,// всем подая́ Боже́ственное оставле́ние.
Может петься задостойник, глас 8:
Чи́стую сла́вно почти́м, лю́дие, Богоро́дицу, о́гнь Божества́ прии́мшую во чре́ве неопа́льно, пе́сньми велича́ем.
Кротость есть важнейшее свойство Божие, о котором способен помыслить человек. Если же Бог кроток, можем ли мы, люди, не быть кроткими? Ответ совершенно очевиден: мы должны быть кроткими, но мы никогда не должны смешивать кротость с греховной человеческой слабостью. Как кроткий Спаситель, будучи подвергнут после входа в Иерусалим страшным пыткам и истязаниям, явил мужество и огромную силу духа, так и каждый, кто будет стяжать кротость – подлинную кротость, – обретет одновременно и силу духа. И давайте запомним, что кротость во Христе – не юродство, не отклонение от психической нормы, подобно явлениям, именуемым в народной среде кликушеством и не имеющим ничего общего с кротостью. Подлинная кротость, проистекающая из внутреннего состояния человека, есть сила. Спаситель мира кротко вступает в Иерусалим, сидя на ослике. Он смиренно идет на страдания, зная цену человеческой славе, но не обижая при этом людей. Он не бичует их словами, не говорит: «Лицемеры, что вы постилаете свои одежды, что срезаете ветви пальмовых деревьев и бросаете Мне под ноги, ведь Я знаю, что произойдет!» Нет, Господь принимает это поклонение, но, конечно, Он знает, что за этим последует.