Великий Вторник. Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авдела́я и Ана́нии пресвитеров, Хусдаза́та (Усфаза́на) евнуха, Фуси́ка, Азата, мц. Аскитре́и и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Обре́тение мощей прп. Александра Свирского (1641). Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Мч. Адриана (251). Свт. Ага́пита, папы Римского (536). Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина пресвитера (1942). Литургия Преждеосвященных Даров. Утр. – Мф., 90 зач., XXII, 15 – XXIII, 39. Лит. – Мф., 102 зач., XXIV, 36 – XXVI, 2. Порядок службы, как в Понедельник. На утрене двупеснец.
Тропарь, глас 8:
Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сном отяготи́ся,/ да не сме́рти предана́ бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:// Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.
Кондак Великого Вторника, глас 2:
Час, душе́, конца́ помы́сливши,/ и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися,/ да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная,/ бо́дрствующи и зову́щи:// да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва.
Ексапостиларий:
Черто́г Тво́й ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
Когда мы читаем повествование о жене, помазавшей Господа миром (см.: Мф. 26, 6–16), мы умиляемся поступку женщины грешной, но получившей прощение грехов через свой жертвенный поступок. В то же время мы негодуем в меру того, насколько близко к сердцу воспринимаем прочитанное, в связи с поступком Иуды. Но если внимательно посмотреть на самих себя? Скорее всего, в нас постоянно присутствуют оба эти начала. Одно – выразившееся через поступок женщины, другое – то, что было присуще Иуде. Конечно, не каждый предает, слава Богу, хотя и предатели бывают; но каждый ли готов от себя отдать в пользу другого, даже имея достаточные средства? И поэтому, когда мы вслушиваемся в слова сегодняшнего Евангелия, то очень важно спросить самих себя: а где мы? На какой стороне? Чего в нашей жизни больше – того, что совершила женщина, или того, что было присуще Иуде? И если честно посмотрим на самих себя, то скажем: в моей жизни бывало, что я помогал людям, но, если быть до конца честным, было и то, что присуще Иуде. По крайней мере, я не всегда был готов делиться своими возможности с другими людьми, даже очень нуждающимися.