Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. На трапезе разрешается рыба. На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое». После Евангелия по 50-м псалме – «Слава», глас 2-й: «Днесь Храм Одушевленный…», «И ныне» – то же. «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая святых». На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, вхождение… Яко одушевленному Божию кивоту…» (до отдания). С этого дня по отдание Рождества Христова, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Христос раждается…» (кроме 5 декабря).
Тропарь праздника, глас 4:
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание:/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:/ ра́дуйся, смотре́ния// Зижди́телева исполне́ние.
Кондак праздника, глас 4:
Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.
Величание:
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в храм Госпо́день// вхожде́ние Твое́.
Задостойник:
А́нгели, вхожде́ние Пречи́стыя зря́ще, удиви́шася,// ка́ко Де́ва вни́де во свята́я святы́х. Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту,/ да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных,/ устне́ же ве́рных Богоро́дице немо́лчно,/ глас А́нгела воспева́юще, с ра́достию да вопию́т:// и́стинно вы́шши всех еси́, Де́во Чи́стая.
Всех вас поздравляю с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы! С этим событием, которое мы сегодня вспоминаем, связано начало особого духовного пути Богоматери. Это начало Ее крестного пути. И для того чтобы пройти этим путем от отрочества до Успения, нужна была Ее собственная сила и нужна была Божия благодать. Поскольку Божественная благодать всегда дается человеку в ответ на его собственные усилия, то, конечно, Богоматерь должна была Себя подготовить к принятию этой благодати. И эта подготовка началась с вхождения в Иерусалимский храм. Поднимаясь по ступеням этого храма, Она шла навстречу Богу, она шла навстречу Благовещению, Она шла навстречу Рождению Богомладенца, шла навстречу Своей суровой тяжелой жизни, наконец, навстречу Своей страшной Голгофе, навстречу Своему торжественному Успению. Так же и в человеческой жизни благодать, без которой человек не может быть успешен, не может быть счастливым и обладать полнотой жизни, дается нам в ответ на наши усилия. По примеру Божией Матери мы должны идти навстречу благодати Господней через храм Божий. Поэтому мы сегодня и строим во множестве храмы по всему лицу нашего Отечества, ибо понимаем, что без вхождения людей в храм не может быть их реальной встречи с Богом, потому что здесь сердцем и умом человек воспринимает действие Божественной благодати.