Православный календарь на 31 декабря 2024 года



Мчч. Севастиана и дружины его: Никостра́та казнохранителя, жены его Зои, Касто́рия, Транквилли́на пресвитера и сынов его Маркелли́на и Марка, диаконов, Клавди́я, начальника над тюрьмами, сына его Симфориа́на, брата Виктори́на, Тиву́ртия и Касту́ла (ок. 287). Прп. Севастиана Сохо́тского, Пошехо́нского (ок. 1500). Прославление прав. Симеона Верхотурского (1694). Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского (633–634). Прп. Фло́ра, еп. Ами́йского (VII). Прп. Михаила исп. (ок. 845). Прп. Даниила Пустынника (Румын.). Мч. Виктора Матвеева (1937); сщмчч. Фаддея, архиеп. Тверского, Николая, архиеп. Великоу́стюжского, Илии Бенеманского, Иоанна Миронского, Владимира Преображенского и Николая Кобранова пресвитеров (1937); сщмч. Сергия Астахова диакона и мц. Веры Трукс (1942). 2 Тим., 297 зач., III, 16 IV, 4. Мк., 43 зач., X, 2–12*.

* Если совершается служба прав. Симеона Верхотурского, то на литургии – чтения дня и праведного: Гал., 213 зач., V, 22 VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23. Если совершается полиелейная служба сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 36 зач., X, 16–22, а на литургии – чтения дня и священномученика: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Тропарь мучеников, глас 4:

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мучеников, глас 2:

Свети́льницы све́тлии я́вльшеся, боже́ственнии му́ченицы,/ тварь всю све́тлостию чуде́с озаря́ете,/ неду́ги разреша́юще и глубо́кую тьму всегда́ отгоня́юще,// Христу́ Бо́гу моля́щеся непреста́нно о всех нас.

Тропарь праведного Симеона Верхотурского, глас 4:

Мирска́го мяте́жа бе́гая, все жела́ние обрати́л еси́ к Бо́гу,/ да в виде́ния восхо́д обря́щеши горе́,/ отню́дуже не уклони́вся в лука́вствия се́рдца,/ но очи́стив ду́шу и те́ло,/ прия́л еси́ благода́ть точи́ти цельбы́ ве́рным и неве́рным,/ притека́ющим к тебе́, пра́ведный Симео́не./ Те́мже, по да́нному ти да́ру,/ испроси́ у Христа́ Бо́га исцеле́ние нам, боля́щим душе́вными страстьми́,// и моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак праведного Симеона Верхотурского, глас 2:

Ми́ра су́етнаго отве́рглся еси́,/ да бла́га ве́чныя жи́зни насле́диши,/ возлюби́в незло́бие и чистоту́ души́ и те́ла./ Сниска́л еси́, е́же возлюби́л,/ свиде́тельствуют бо о сем гроб и нетле́ние моще́й твои́х/ и благода́ть чудотворе́ния наипа́че./ То́чиши бо цельбы́ всем притека́ющим к тебе́ и непросвеще́нным,/ Симео́не блаже́ннe,// чудотво́рче преди́вный.

Тропарь священномученика Фаддея, глас 1:

Хвала́ Бо́гу и же́ртва жива́я/ житие́ твое́, священному́чениче Фадде́е, яви́ся./ Посто́м, бде́нием и моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ мно́гим до́брый помо́щник и уте́шитель бысть./ Па́стырскою му́дростию и ти́хостию нра́ва украше́н,/ лука́вства враго́в Христо́вых препобеди́л еси́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ во страда́ниях кре́пость,/ сла́ва я́ко му́ченика Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак священномученика Фаддея, глас 4:

Ду́ха небоя́зни, си́лы, любве́ и упова́ния / даде́ Пастыренача́льник ти, святи́телю Фадде́е, / во страда́нии бо твое́м благодаре́ние Бо́гу воздава́л еси́ / и в гоне́ниих стра́ждущия утеша́л еси́, глаго́ля:// не уныва́йте, Христо́с бо с на́ми есть.

Существует заповедь: «не прелюбодействуй». Что это значит? Не изменяй ни мужу, ни жене, живи в чистом и светлом браке. Но современная массовая культура исключает эту заповедь, иронизирует над ней, предлагает другие модели отношений мужчин и женщин, и уже только поэтому такая культура становится опасной для человеческого общежития. Как нарушение заповеди «не кради» разрушает жизнь общества, так нарушение заповеди «не прелюбы сотвори» разрушает брак. И тот, кто совершает этот грех тихонько, так чтобы вторая половина ничего не узнала, и тот, кто в открытую это делает, – каждый должен помнить, что нарушение этой заповеди к счастью не ведет. Многие опять скажут: «Да что это такое Патриарх говорит? Все же так живут! Посмотрите: в большинстве фильмов есть подобные сцены, которые никак не укладываются в эту заповедь». Да, мои слова могут показаться кому-то непонятными, странными, но ведь это не мои слова! Я говорю вам слова Божии, это Божий закон, а я как Патриарх обязан об этом законе говорить для того, чтобы целостной была жизнь личности, чтобы крепкими были наши семьи, а отсюда – чтобы крепким был весь наш народ.

Богослужебные указания


Февраль 2014