Неделя 35-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской*. Ап. Тимофея (ок. 96). Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина (628). Прп. Макария Жабы́нского, Беле́вского, чудотворца (1623). Прмч. Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мчч. Ману́ила, Георгия, Петра, Лео́нтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Ле́онта, Паро́да пресвитеров и прочих 377-ми (ок. 817). Сщмчч. Иоанна Успенского и Евфимия Тихонравова пресвитеров (1938). Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8. Лит. – 1 Тим., 280 зач. (от полу́), I, 15–17. Лк., 93 зач., XVIII, 35–43. Мчч.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 105–106 зач., XXI, 8–19. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову**.
* Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. ** Поминовение усопших установлено определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
Тропарь воскресный, глас 2:
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́;/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Кондак воскресный, глас 2:
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и ад, ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тварь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Aда́м свесели́тся,// и мир, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно.
Тропарь новомучеников, глас 4:
Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы,/ благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя му́жи и жены́/ и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,/ страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́// до сконча́ния ве́ка.
Кондак новомучеников, глас 3:
Днесь новому́ченицы Росси́йстии/ в ри́зах бе́лых предстоя́т А́гнцу Бо́жию/ и со А́нгелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь,/ и си́ла, и кре́пость/ на́шему Бо́гу// во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание новомучеников:
Велича́ем вас,/ святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.
Мы знаем, что в недавнем прошлом, когда по всей нашей стране разрушали храмы, когда безбожие стало некоей государственной религией, силой навязываемой народу, адепты этой новой религии очень часто умерщвляли тех, кто не принимал их убеждений. Жертвы гонений становились мучениками, а те, кого истязали, но не убивали, становились исповедниками. Сегодня эти мученики и исповедники земли нашей – как яркие звезды на Божественном небосклоне. И, подобно тому как в плохую погоду, при отсутствии всяких навигационных систем, опытный мореплаватель может по звездам определить верный курс, так и эти звезды, сияющие на Божественном небосклоне, помогают нам, современным людям, избирать правильный курс или, как теперь говорят, правильную жизненную траекторию – как идти и куда идти.