Православный календарь на 11 июня 2024 года



Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, У́стюжского (1494). Обре́тение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, А́нзерского (2000). Явление Честно́го и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте (1423)*. Мц. Феодосии девы, Тирской (307–308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии. Сщмч. Иоанна Преображенского диакона и мч. Андрея Трофимова (1938); свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961). Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и «Недремлющее Око». Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9**. Лит. – Деян., 40 зач. (от полу́), XVII, 19–28. Ин., 42 зач., XII, 19–36. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14–19.

* Явленный в 1423 году чудотворный Крест до 1940 года пребывал в Крестовоздвиженском храме села Никольский погост (закрыт в 1930-е годы, частично разобран на кирпичи в 1974 году, ныне восстановлен как мужской монастырь Животворящего Креста села Погост Крест Шуйской епархии), а с 1940 года пребывает в храме святителя Иоанна Златоуста села Годеново (ныне подворье Переславского Никольского женского монастыря Переславской епархии). ** Чтения свт. Луки (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

Тропарь воскресный, глас 5:

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на Крест,/ и смерть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным Воскресе́нием Свои́м.

Кондак Недели о слепом, глас 4:

Душе́вныма очи́ма ослепле́н,/ к Тебе́, Христе́, прихожду́,/ я́коже слепы́й от рожде́ния,/ покая́нием зову́ Ти:// Ты су́щих во тьме Свет пресве́тлый.

Тропарь преподобномученицы Феодосии, глас 4:

Доброде́тель благоприя́тно, му́ченице, пости́гла еси́,/ Христо́во прия́телище бы́вши чи́стое/ и Свята́го Ду́ха дом возлю́блен;/ отню́дуже посрами́ла еси́ врага́, борю́щаго род челове́ческий,/ до́бре страда́вшая,/ и посе́кла еси́ Копрони́ма, Феодо́сие, мече́м ве́ры,/ и к черто́гу Небе́сному преста́вилася еси́, ра́дующися./ Тебе́ ве́рою чту́щим// при́сно проси́ ве́лия ми́лости.

Кондак преподобномученицы Феодосии, глас 2:

Труда́ми живо́т нетру́дный дости́гла еси́,/ кро́вию же Копрони́ма удави́ла еси́, му́ченице,/ скве́рнаго врага́ Христо́вы Це́ркве, всеблаже́нная Феодо́сие,/ и с Вы́шними ра́дуешися во́инствы,// чту́щия па́мять твою́ покрыва́ющи.

Тропарь святителя Луки, глас 1:

Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче непоколеби́мый,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ Правосла́вия наста́вниче,/ Кры́мския земли́ архипа́стырю,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/ Христа́ Спа́са непреста́нно моли́,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак святителя Луки, глас 1:

Я́ко звезда́ всесве́тлая,/ в нощи́ безбо́жия доброде́тельми просия́л еси́/ и, от гони́телей мно́го пострада́в,/ непоколеби́м ве́рою пребы́л еси́,/ враче́бною же му́дростию укра́шен,/ мно́гия лю́ди исцели́л еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче,/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// ра́дуйся, земли́ Ру́сския похвало́ и утвержде́ние.

Попытки воссоединить христианство с языческой культурой, с языческой философией привели к тому, что многие люди, развивая эти философские концепции, применяя их к христианству, допустили очень большую ошибку. Нормы и идеи языческой философии они попытались включить в христианскую веру, и побежденное язычество через языческую философию стало входить в жизнь Церкви. И когда эта опасность стала очевидной, появился очень яркий проповедник – священник по имени Арий, который стал собирать вокруг себя огромное количество слушающих и верящих его словам. Опасность, которая не уступала опасностям времен гонений от язычников, была осознана в Церкви, и тогда из среды православного духовенства на поприще общественного служения выступили удивительные святители и богословы, среди которых особенно отличался Николай, архиепископ малоазийского города Миры Ликийские. Этот святитель многое сделал для победы над Арием и на I Вселенском Соборе выступил так резко против, особенно когда Арий стал доказывать свою правоту, что ударил его. Что, конечно, не подобало атмосфере, которая должна была быть на Соборе, но святитель своим жестом показал полную непримиримость с арианством, с попыткой внедрить языческие идеи, языческую философию в то время, когда христианство победило язычество. И мы знаем, что Арий был посрамлен, а святитель Николай вошел в историю как мужественный борец за чистоту Православия.

Богослужебные указания


Февраль 2014