Православный календарь на 10 марта 2024 года



Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 7-й. Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Прп. Севастиана Пошехонского (XVI в.). Мч. Севастиана (ок. 66). Сщмч. Михаила Лисицына пресвитера (1918); сщмч. Петра Варламова пресвитера (1930); сщмч. Сергия Воскресенского пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна, еп. Рыльского, и Иоанна Дунаева пресвитера, прмц. Анны Благовещенской (1938). Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – 1 Кор., 140 зач., VIII, 8 IX, 2. Мф., 106 зач., XXV, 31–46. Заговенье на мясо. На утрене катавасия «Помощник и Покровитель…». На литургии прокимен, глас 3-й: «Велий Господь наш…». От Недели мясопустной вечера до субботы Лазаревой вечерние и утренние стихиры стиховны Октоиха заменяются стихирами Триоди.

Тропарь воскресный, глас 7:

Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м смерть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику рай,/ мироно́сицам плач преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.

Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1:

Егда́ прии́деши, Бо́же, на зе́млю со сла́вою,/ и трепе́щут вся́ческая,/ река́ же о́гненная пред суди́щем влече́т,/ кни́ги разгиба́ются, и та́йная явля́ются:/ тогда́ изба́ви мя от огня́ неугаси́маго// и сподо́би мя одесну́ю Тебе́ ста́ти, Судие́ Пра́веднейший.

Суд Божий совершается над родом человеческим и над каждым из нас постоянно. Но что же тогда есть Второе Пришествие и Великий и Страшный суд? – Страшный суд есть окончательное явление Божией правды и низложение всякой неправды. Как мы ожидаем справедливого человеческого суда, как, обращаясь к людям за третейским судом, ждем от них правды, так же мы должны не бояться, а ждать Великого и последнего суда Божия, в котором и будет явлена правда и подлинность бытия, а все призрачное, неверное, сомнительное, соблазнительное – все, что от диавола, – будет низложено и уничтожено. Поэтому мысль о таком Суде не должна приводить нас в животный трепет – она должна усиливать в нас страх Божий, то есть желание и стремление творить добро и правду – и в личной жизни, и в семейной, и в общественной. Суд Божий является не только конечным и заключительным действием в человеческой истории, но, как и каждый кризис, началом новой, обновленной жизни всего рода человеческого, всего Божьего творения.

Богослужебные указания


Февраль 2014