40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кирио́на, Канди́да, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евно́ика, Уа́лента (Валента), Вивиа́на, Клавди́я, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Кса́нфия, Илиа́на, Сисиния, Анги́я, Ае́тия, Флавия, Акакия, Екди́кия (Екдита), Лисима́ха, Александра, Или́я, Горгония, Фео́фила, Дометиа́на, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердо́на, Николая, Уале́рия (Валерия), Филокти́мона, Севериана, Худио́на, Мелитона и Агла́ия (ок. 320) (служба переносится на субботу, 10 марта). Мч. Урпасиана (ок. 295). Св. Кеса́рия, брата свт. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия. Сщмчч. Михаила Маслова, Алексия Смирнова, Димитрия Гливенко, Сергия Лебедева, Сергия Цветкова пресвитеров и Николая Горюнова диакона, прмч. Иоасафа Шахова и прмцц. Наталии Ульяновой и Александры Самойловой (1938). Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть» (1666). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. III, 1–14. На веч.: Быт. II, 20 – III, 20. Притч. III, 19–34. Мчч.: Ис. XLIII, 9–14. Прем. Солом. III, 1–9. Прем. Солом. V, 15 – VI, 3. Полиелейная служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср. Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава)*. На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Кодрата (ср. Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). По заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.
* Ср. Православный церковный календарь на 2013 год.
Совершаемая в этот день служба мч. Кодрата и дружины его не содержит кондака.
Очень часто следование голосу совести заставляет человека избрать не самый легкий жизненный путь, дать не самый, казалось бы, разумный ответ в той или иной жизненной ситуации. Разве отказ отречься от Христа перед лицом мученической смерти мог быть продиктован чем-то иным, кроме как верой в Него и голосом совести? Насколько проще было сохранить свою жизнь, выйти из холодных вод замерзающего озера, согреться в теплой бане! Но сонм мучеников не отрекся от Господа – и не только потому, что глубока была их вера, но и потому, что совесть не позволила бы им предать своего Господа и Спасителя. Движимые голосом совести и глубокой верой в Господа и Спасителя, подвижники шли на муки, претерпевали смерть и входили в историю Церкви как мученики, а те, кто оставался жив, – как исповедники.