Седмица 2-я Великого поста. Прп. Феофана исп., Сигрианского (818). Прав. Финее́са (ок. 1500 г. до Р. Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021). Св. Александра Державина исп., пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна Плеханова, Константина Соколова пресвитеров, прмч. Владимира Волкова (1938); сщмч. Сергия Скворцова пресвитера (1943). Лиддской нерукотворенной (на столпе) иконы Божией Матери (I). На 6-м часе: Ис. IV, 2 – V, 7. На веч.: Быт. III, 21 – IV, 7. Притч. III, 34 – IV, 22.
Кондак преподобного Феофана, глас 2:
Свы́ше прие́м Боже́ственное открове́ние,/ со тща́нием изше́л еси́ от среды́ молвы́ жите́йския/ и, уедини́вся, преподо́бне, чуде́с прия́л еси́ де́йство/ и проро́чества досто́инство,// бога́тства и супру́жницы лиши́вся.
Преподобному Симеону Новому Богослову, очень известному отцу Церкви, творившему уже на излете славы Византийской империи, удивительному христианскому мыслителю, принадлежат такие слова: «Если ты не желаешь, то Бог тебя не спасет». Эти слова свидетельствуют о том, что спасение человека – даже Божественной силой – не может состояться, если сам человек этого не желает. Конечно, тайна спасения во всей полноте от нас сокрыта, но знаем точно, что спасение совершается силой Божественной, но одновременно и усилиями человека. В чем же заключается наше участие, что мы должны делать, как мы должны жить, чтобы силой благодати Божией совершилось наше спасение? Для того чтобы каждый имел возможность ответить для себя на этот вопрос, существуют очень важные тексты – в первую очередь Священное Писание, но также замечательные творения святых отцов, которые помогают каждому, кто имеет реальный интерес к этой самой важной теме, кто обеспокоен своей будущей участью, тем, что ждет его за гробом. Всякий верующий должен непременно постичь великую Божественную истину, заключающуюся в том, что человек спасается благодатью Божией при условии, если сам этого желает и сам в этом соучаствует.