Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского (846). Мч. Сави́на (287). Мчч. Африкана, Публи́я и Терентия (III). Мч. Александра (305–311). Мц. Христины Персидской (IV). Прп. Ани́на пресвитера. Сщмч. Николая Попова пресвитера (1919); сщмч. Григория Поспелова пресвитера (1921)*. На 6-м часе: Ис. V, 7–16. На веч.: Быт. IV, 8–15. Притч. V, 1–15.
* Память священномученика Михаила Околовича перенесена на 7 мая в соответствии с благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 13 октября 2021 года.
Кондак святителя Никифора, глас 1:
Лик патриа́ршеский святу́ю твою́ па́мять/ хвала́ми и пе́сньми, Ники́форе, честву́ет,/ в преложе́нии бо прия́т ду́шу твою́, сла́вне./ Тем днесь честна́я Це́рковь, велича́ющи Христа́ Царя́,// сла́вит Еди́наго Человеколю́бца.
Во время Великого поста мы читаем дивную молитву святого преподобного Ефрема Сирина, каждое слово которой имеет большое значение для понимания того, что должно с нами произойти в течение Великого поста, от каких пороков мы должны освободиться и какие добродетели приобрести. И начинается молитва с того, что мы просим Господа избавить нас от праздности. А что такое праздность? Если праздность – это вакуум, отсутствие всякого содержания, то возникает вопрос: может быть, лучше вакуум, чем злое содержание? О злом содержании мы тоже просим Господа – чтобы Он избавил нас от наших грехов. Но не случайно слова преподобного Ефрема, описывающие состояние человеческой души и содержащие просьбу ко Господу избавить нас от определенных пороков, начинаются с упоминания праздности: «Дух праздности не даждь ми».