Преполовение Пятидесятницы. Прп. Феодора Освященного (368). Перенесение мощей прп. Ефрема Переко́мского, Новгородского, чудотворца (1545). Прпп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Коме́льских. Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (III). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Блж. отроковицы Музы (V). Прпп. отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614). Свт. Георгия II, еп. Митиленского (IX). Мч. Вука́шина (1943) (Серб.). Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) икон Божией Матери (переходящие празднования в Преполовение Пятидесятницы). Деян., 34 зач., XIV, 6–18. Ин., 26 зач., VII, 14–30. Служба только по Триоди. На великой вечерне вход, паримии. На утрене перед 50-м псалмом – «Воскресение Христово видевше». Каноны праздника. Катавасия – ирмос второго канона. «Честнейшую» не поем. Поется великое славословие. На литургии вместо «Ангел вопияше… Светися…» – «Чужде ма́терем девство…» (также и на отдание; в остальные дни попразднства – задостойник Пасхи). Причастен «Ядый Мою плоть…». В этот день, по традиции, совершается малое освящение воды.
Тропарь Преполовения, глас 8:
Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т./ Исто́чниче жи́зни на́шея,// Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.
Кондак Преполовения, глас 4:
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Задостойник, глас 8*:
Чу́жде ма́терем де́вство,/ и стра́нно де́вам деторожде́ние:/ на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася./ Тем Тя вся племена́ земна́я// непреста́нно велича́ем.
* Этот же задостойник поется и в отдание праздника Преполовения, в прочие дни попразднства Преполовения – задостойник Пасхи (см. в Неделю Пасхи).
Как важно понять сегодня всем нам – и не только молодежи, – что преобразование нашего общества не может идти вне нравственного возрождения личности! Это абсолютно невозможно не только с точки зрения человеческой логики, – это невозможно с точки зрения замысла Божиего о мире и человеке. Бог такого не хотел, и потому всякое двурушничество, лицемерие, раздвоение, всякое «жонглирование» правдами, всякое вовлечение людей в борьбу для достижения своих корыстных целей под лозунгом высоких идей – всё это противно Божией правде. А для того чтобы уметь различать духов (см.: 1 Ин. 4,1–3), мы и должны формировать ту внутреннюю целостность, к которой нас призывает апостол Иаков. Мы должны быть источниками сладкой, то есть пресной, воды – не горькой, не соленой, а той, которую можно пить. И только тогда человек сможет одухотворить мир вокруг себя, если он сам является источником живой воды.