Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313). Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (1395). Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Прп. Вассиана Тиксне́нского (1624). Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мч. Феодора Александрийского. Сщмч. Корну́та, еп. Никомидийского (Иконийского) (249–259). Сщмчч. Феодора Лебедева, Иоанна Прудентова, Николая Житова пресвитеров, мч. Алексия Ворошина (1937). 2 Кор., 197 зач., XIII, 3–13. Мк., 18 зач., IV, 35–41, и за четверг (под зачало): Гал., 198 зач., I, 1–10, 20 – II, 5. Мк., 19 зач., V, 1–20. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.
Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4:
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4:
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Мне доводилось посещать психиатрические клиники, беседовать с опытными психиатрами, и я задавал такой вопрос: «А вы можете отличить психически больного от бесноватого?» Ответ был: «Нет, не можем, но есть такая модель поведения наших пациентов, которая не укладывается в картину психического заболевания, а безумие – на лице, в глазах, хотя мы не можем описать их поведение в рамках того или иного диагноза». Вот какой ответ я получал, и это свидетельствует о том, что и в наше время есть люди, одержимые духом злобы. Если они в изоляции, под медицинским контролем – это одно. Но если одержимость не сопровождается асоциальным поведением? Если одержимый закон не нарушает, но внутри него зло, абсолютное зло – насколько такой человек опасен! А если он благодаря своим талантам и способностям еще и входит во власть – как же опасен он может быть! А если он получает власть над трудовыми коллективами, над некими объединениями людей, раз у него нет диагноза? Да, многие скажут: отвратительный, тяжелый человек, с ним невозможно; но ведь никто в светском обществе не может ограничить поведение такого человека. А что же может ограничить? Ограничить может только благодать Божия, и не только ограничить, но исцелить, как Господь исцелил бесноватого.