Седмица 32-я по Пятидесятнице. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Прав. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня*. Сщмч. Евфимия, еп. Сарди́йского (ок. 840). Прп. Константина Сина́дского (VIII). Прп. Еваре́ста (825). Прп. Никодима Тисманского (1406) (Румын.). Прмч. Исаакия Бобракова (1938). Сщмчч. Александра Волкова и Димитрия Чистосердова пресвитеров (1918); сщмчч. Николая Тарбеева, Михаила Чельцова, Николая Залесского пресвитеров и Михаила Смирнова диакона (1930); сщмчч. Леонида, еп. Марийского, Александра Крылова пресвитера, прмч. Василия Мазуренко, прмцц. Анфисы Сысоевой и Макарии Сапрыкиной (1937); сщмч. Григория Сербаринова пресвитера, прмцц. А́вгусты Защук и Марии Лактионовой, мц. Агриппины Лесиной (1938). Виленской-Остробрамской, именуемых «Трех радостей», «Милостивая» и Барловской «Блаженное Чрево» (1392) икон Божией Матери. Литургия св. Иоанна Златоуста. Богородицы: Евр., 306 зач., II, 11–18. Святых Богоотцов: Гал., 200 зач., I, 11–19. Мф., 4 зач., II, 13–23**. Служба совершается по главе Типикона под 26 декабря, 2-е «зри».
* «Подобает ведати, яко аще случится Рождество Христово в Неделю, не совершаем памяти святых Богоотец во грядущую Неделю… но совершаем сию Неделю в 26 день декемврия месяца, наутрие праздника, в понедельник» (Типикон, 26 декабря, 2-е «зри»). ** Евангельские чтения Богородицы и святых Богоотцов совпадают (Типикон, 26 декабря, 2-е «зри»).
Тропарь Рождества Христова, глас 4: Рождество́ твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии/ звездо́ю уча́хуся/ тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды,/ и тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка.// Го́споди, сла́ва тебе́! Тропарь Богоотцов, глас 2: Благовеству́й, Ио́сифе, Дави́ду чудеса́, богоотцу́:/ Де́ву ви́дел еси́ ро́ждшую,/ с па́стыри славосло́вил еси́,/ с волхвы́ поклони́лся еси́,/ А́нгелом весть прие́м.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ ду́ши на́ша. Кондак Богоотцов, глас 3: Весе́лия днесь Дави́д исполня́ется боже́ственный,/ Ио́сиф же хвале́ние со Иа́ковом прино́сит,/ вене́ц бо сро́дством Христо́вым прие́мше, ра́дуются,/ и неизрече́нно на земли́ Ро́ждшагося воспева́ют, и вопию́т:// Ще́дре, спаса́й Тебе́ чту́щия. Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6: И́же пре́жде денни́цы от Отца́ без ма́тере роди́выйся,/ на земли́ без отца́ воплоти́ся днесь из Тебе́./ Те́мже звезда́ благовеству́ет волхво́м,/ А́нгели же с па́стырьми пою́т// несказа́нное Рождество́ Твое́, Благода́тная.
Ангелы, явившиеся пастухам, возгласили о рождении Богомладенца: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Они возвестили великую истину о том, что на земле родился Бог, что отныне Его силой, Его милостью, Его благодатью даруются человечеству мир и благоволение. Благая воля, благой Божий замысел о человеке были явлены в самом начале истории – при сотворении мира, но грех извратил этот Божий замысел, сознание людей помрачилось, и потому вся история до Пришествия на землю Спасителя была в лучшем случае историей богоискательства. Вся языческая культура была в этом смысле культурой псевдорелигиозной… В человечестве никогда не исчезало желание общения с Богом, но люди не имели такой возможности из-за помрачения ума, явившегося результатом греха. Люди искали Бога, но не могли найти Его. Они стали поклоняться твари как Богу, потому что не могли обрести самого главного, что принес нам Христос. А Господь принес нам Себя, сказав, что Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Бог есть истина. Никакой иной истины, кроме Бога, нет – это важно понимать и умом, и сердцем. Бог открыл нам о Себе не все, только ничтожную малость – тот минимум, который мы должны воспринять, чтобы не потерять путь жизни.