Суббота по Рождестве Христовом и пред Богоявлением. Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мела́нии Ри́мляныни (439). Прп. Паисия Святогорца (прославление 2015). Свт. Петра Могилы, митр. Киевского (1646). Свт. Досифея исп., митр. За́гребского (1945) (Серб.). Сщмч. Михаила Березина пресвитера (1937); мч. Петра Троицкого (1938). Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30*. Лит. – Субботы по Рождестве Христовом: 1 Тим., 288 зач., VI, 11–16. Мф., 46 зач. (от полу́), XII, 15–21. Субботы пред Богоявлением: 1 Тим., 284 зач., III, 14 – IV, 5. Мф., 5 зач., III, 1–11**. Прп. Паисия: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23***. При совершении службы прп. Паисия Святогорца в этот день следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обре́тение главы Предтечевы… во отдание Вознесения…». На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.
* Чтения прп. Паисия Святогорца (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. ** Типикон, 26 декабря, 5-е «зри». *** Рядовые чтения 31 декабря можно опустить ввиду Крещенской отступки.
Тропарь Рождества Христова, глас 4: Рождество́ твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии/ звездо́ю уча́хуся/ тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды,/ и тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка.// Го́споди, сла́ва тебе́! Кондак Рождества Христова, глас 3: Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют,/ нас бо ра́ди роди́ся// Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог. Тропарь преподобного Паисия Святогорца, глас 1: Фара́сския земли́ порожде́ние/ и Афо́на сла́вное украше́ние,/ блаже́нне о́тче Паи́сие,/ преподо́бных изря́дный подража́телю,/ я́ко всесве́тлое со́лнце просия́л еси́/ и благода́тию ве́рных мно́жества озари́л еси́:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Дарова́вшему тобо́ю всем исцеле́ния. Кондак преподобного Паисия Святогорца, глас 8: Святы́я Горы́ подви́жника пресла́внаго/ и Це́ркве моли́твенника те́плаго восхва́лим в пе́снех всеусе́рдно,/ ве́рныя к жи́зни изря́дней наставля́юща/ и вся́кая проше́ния сих исполня́юща,/ и та́ко ему возопии́м:// ра́дуйся, о́тче Паи́сие.
В обыденном сознании словом «покаяние» покрывается лишь часть заложенного в нем смысла. Покаяние есть в первую очередь перемена – перемена своих мыслей, своих чувств, всего строя своей жизни, и одновременно раскаяние в собственных грехах, потому что без осознания своей греховности никакой перемены быть не может. Самый яркий признак тяжелого духовного состояния человека – это когда он, подходя к исповеди, говорит: я ни в чем не грешен. И говорит не тщеславясь, не желая произвести впечатление, а будучи абсолютно уверенным в том, что у него грехов нет. Дело в том, что люди, так мыслящие, понимают под грехами только тягчайшие поступки, которые наказуются Уголовным кодексом или общественным порицанием. На самом деле грехи, которые мы совершаем, чаще всего не порицаются общественностью и тем более не преследуются законодательно. Они остаются за пределами внимания государства и даже вне особой заботы общества, хотя в лучшем случае, в лучших проявлениях своей заботы о гражданах общество не остается безразличным к тому, насколько грех порабощает человеческое сознание. Пусть светское общество и не оперирует понятием греха, но тяжелое, болезненное состояние души, которое является следствием греха, несомненно проецируется и на жизнь вовне, в том числе на общественную, политическую, культурную жизнь. Общество подвергается опасным влияниям, которые проистекают из греховного сознания и ожесточенного сердца человека, порабощенного грехом.