Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клео́пы, Симеона, Варнавы, Иоси́и (Иу́ста), Фаддея, Ана́нии, первомч. архидиакона Стефа́на, Филиппа, Прохора, Никано́ра, Ти́мона, Парме́на, Тимофея, Тита, Филимона, Они́сима, Епафра́са, Архиппа, Си́лы, Силуана, Криске́нта, Криспа, Епене́та, Андрони́ка, Стахи́я, Ампли́я, Урва́на, Нарки́сса, Апе́ллия, Аристову́ла, Родио́на (Иродио́на), Ага́ва, Руфа, Асинкри́та, Фле́гонта, Е́рма, Патро́ва, Ерми́я, Ли́на, Га́ия, Филоло́га, Луки́я, Иа́сона, Сосипа́тра, Оли́мпа (Олимпана), Те́ртия, Ера́ста, Куа́рта, Ево́да, Ониси́фора, Кли́мента, Сосфе́на, Аполло́са, Ти́хика, Епафроди́та, Карпа, Кодра́та, Марка, Зины, Ариста́рха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Аки́лы, Фортуна́та и Аха́ика; Дионисия Ареопаги́та и Симеона Ни́гера. Прп. Феоктиста, игумена Куку́ма Сикели́йского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Прп. Ахи́лы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зоси́мы и мч. Афанасия (III–IV). Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941). Апп.: Рим., 96 зач. (от полу́), VIII, 8–14. Лк., 50 зач., X, 1–15.
Тропарь предпразднства, глас 4:
Гото́вися, Завуло́не,/ и красу́йся, Неффали́ме,/ Иорда́не реко́, ста́ни,/ подыми́, взыгра́я, крести́тися гряду́ща Влады́ку./ Весели́ся, Ада́ме с прама́терию,/ не кры́йта себе́, я́коже в раи́ пре́жде,/ и́бо, на́ги ви́дев вы, яви́ся,/ да облече́т в пе́рвую оде́жду:// Христо́с яви́ся, всю тварь хотя обнови́ти.
Кондак предпразднства, глас 4:
Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.
Тропарь апостолов, глас 3:
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Кондак апостолов, глас 2:
Христо́вых ученико́в лик се́дмьдесят/ боже́ственно, ве́рнии, в пе́снех восхва́лим,/ те́ми бо вси навыко́хом Тро́ицу почита́ти Неразде́льную,// и пребыва́ют свети́льницы Боже́ственныя ве́ры.
Апостолы заложили основы церковной жизни, но сформировали этот фундамент не «от ветра главы своея», не от человеческой мудрости, не от фантазии, не от больного воображения, не из корыстных целей, как это иногда пытаются объяснить лжеименные исследователи истории. Они заложили фундамент церковного бытия на основании всего того, чему они были научены от Спасителя. Многие слова Христа, Господа нашего, были самими же апостолами записаны и сохранились до наших дней как евангельское повествование. Но не всё вошло в это повествование, было и устное предание, столь важное для формирования Церкви. Благовествование Христовой истины, спасительной веры, всегда сопровождалось огромным риском. Апостолы отправлялись в тяжелейшие путешествия, вступали в реальную смертельную конфронтацию с теми, кто не желал слышать их слов. И, наверное, самым убедительным свидетельством того, что проповедь о Спасителе была делом крайне опасным, является тот факт, что все апостолы, кроме одного – Иоанна Богослова, – жизнь свою закончили мученически.