Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сщмч. Леонида Серебренникова пресвитера (1919). Литургия св. Иоанна Златоуста. Утр. – Мф., 2 зач., I, 18–25. Лит. – Гал., 209 зач., IV, 4–7. Мф., 3 зач., II, 1–12. От 25 декабря до 5 января – Святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу. Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. На великом повечерии по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, по 2-м – кондак. После чтения «Слава в вышних Богу…» – лития. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии». После Евангелия по 50-м псалме – «Слава», глас 2-й: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы», «И ныне» – глас той же: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися в Вифлееме». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, Честне́йшую и Сла́внейшую Горних воинств Деву Пречистую Богородицу». В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш…». На литургии антифоны праздника, входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь, и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову». Вместо Трисвятого – «Елицы…». Вместо «Достойно» – «Величай, душе́… Любити убо нам…» (до отдания). Причастен «Избавление посла́ Господь людем Своим». В седмичные дни попразднства на литургии по входе: «Приидите, поклони́мся… Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы…».
Тропарь праздника, глас 4:
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии/ звездо́ю уча́хуся/ Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка.// Го́споди, сла́ва Тебе́!
Кондак праздника, глас 3:
Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют,/ нас бо ра́ди роди́ся// Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.
Величание:
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию ро́ждшагося/ от Безневе́стныя// и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.
Задостойник, глас 1:
Велича́й, душе́ моя́,// Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу. Люби́ти у́бо нам я́ко безбе́дное стра́хом/ удо́бее молча́ние,/ любо́вию же, Де́во,/ пе́сни тка́ти, спротяже́нно сложе́нныя, неудо́бно есть,// но и, Ма́ти, си́лу, ели́ко есть произволе́ние, даждь.
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Дай Бог, чтобы этот свет, Божественное учение Самого Бога, ставшего Человеком и пришедшего в мир для нашего спасения, помогло многим из нас вернуться на истинный путь жизни, если заблудились и сошли с этого пути, или найти этот путь, если никогда на него и не вступали. Пусть свет Божественной мудрости поможет всем нам сохранять веру православную, возрастать в этой вере как в величайшей Божественной мудрости, которая помогает людям, если очень коротко сказать, просто быть счастливыми, обладать полнотой жизни, потому что жизнь в соответствии с Божественным законом и имеет целью привести каждого человека к полноте бытия, которая уже здесь опознаётся и разумом, и сердцем, особенно через веру, но в полной мере откроется каждому в мире ином. Нет ни одного человека, который избежал бы перехода из этой жизни в жизнь вечную, из этого мира в вечный мир, и надеемся, что по нашей вере, по жизни в соответствии с верой Господь по ту сторону земного бытия примет нас в Свое Небесное Царство. И неким залогом великой радости встречи с Господом, некой зарей, предвещающей возможность этой встречи, является праздник, который мы сегодня совершаем, – торжественное воспоминание Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.