Суббота по Рождестве Христовом. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Прп. Марке́лла, игумена обители «Неусыпающих» (485). Прп. Васили́ска Сибирского (1824). Прпп. Марка гробокопателя, Фео́фила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI–XII). Прп. Фео́фила О́мучского (XV). Прп. Лаврентия Черниговского (1950). Прп. Фаддея исп. (818). Сщмчч. Павла Аношкина пресвитера и Григория Смирнова диакона (1918); сщмч. Феодосия Беленького пресвитера (1938); мцц. Наталии Васильевой, Наталии Силуяновой, Евдокии Гусевой, Анны Боровской, Матроны Наволокиной, Варвары Деревягиной, Анны Поповой, Евдокии Назиной, Евфросинии Денисовой, Агриппины Киселевой и Наталии Сундуковой (1942). Субботы по Рождестве Христовом: 1 Тим., 288 зач., VI, 11–16. Мф., 46 зач. (от полу́), XII, 15–21. Ряд. (под зачало): Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11–13. Лк., 84 зач., XVII, 3–10. Мчч.: 2 Кор., 180 зач., V, 15–21. Мф., 4 зач., II, 13–23.
Тропарь Рождества Христова, глас 4:
Рождество́ твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии/ звездо́ю уча́хуся/ тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды,/ и тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка.// Го́споди, сла́ва тебе́!
Кондак Рождества Христова, глас 3:
Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют,/ нас бо ра́ди роди́ся// Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.
Тропарь мучеников 14 000 младенцев, глас 1:
Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострадаша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.
Кондак мучеников 14 000 младенцев, глас 4:
Звезда́ волхвы́ посла́ к Ро́ждшемуся,/ и И́род непра́ведное во́инство посла́ лю́то,// уби́ти мня во я́слех я́ко Младе́нца лежа́ща.
Тропарь преподобного Маркелла, глас 8:
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо Крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней,// те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Марке́лле, дух твой.
Мы воспеваем замечательный Рождественский гимн: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Он состоит из двух частей: вначале прославление Бога – «слава в вышних Богу», а затем слова, которые должны отображать человеческую реальность, – «и на земли мир, в человецех благоволение». Две части этого послания от небожителей соединены: «слава в вышних Богу, и на земли мир», то есть восхваление Бога, вера в Бога, преданность Богу есть непременное условие мира на земле. А если первая часть не исполняется, если люди отвергают Бога, хулят Бога, создают цивилизацию мощную, сильную, но полностью обезбоженную, то какой же на земле мир? Какое благоволение Божие к человекам? Ведь люди отказались от Божиего замысла и о мире, и о человеке, идут собственным, безбожным путем, иногда даже сохраняя формально веру в Бога. Но ведь «и на земли мир, в человецех благоволение» – это не просто слова, но слова Священного Писания, слова небожителей, и они должны должны будить нашу христианскую совесть вне зависимости от того, насколько они осуществляются в реальной жизни. Мы должны серьезно воспринимать это Божественное послание, а потому прославлять Бога и в словах, и в телесах, и в душах своих (см.: 1 Кор. 6, 20), по слову апостола. Это означает, что мы должны крепко хранить веру в сердце – как величайшую святыню, но и как залог, как условие мира и благоволения Божиего в человецех.