Четверг 5-й седмицы по Пасхе. Вмч. Георгия Победоносца.

Мц. царицы Александры.

Бденная служба вмч. Георгия Победоносца совершается вместе со службой Триоди.

На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и великомученика, глас тот же – 5. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Достойно имени…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «На источник пришел еси…».

Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика — 3.

На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й и глас 4-й. «Слава» — великомученика, глас 5-й: «Возсия весна…», «И ныне» — праздника Триоди, глас 3-й: «Да радуется днесь…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры великомученика, глас 4-й (с припевами своими)1. «Слава» — великомученика, глас тот же: «Разумнаго адаманта…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «На студенец яко прииде Господь…».

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» — тропарь великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко верней…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален2.

По 2-м стихословии – седален великомученика, глас 1-й: «Се возсия…». «Слава» — ин седален великомученика, глас тот же: «Воинство, еже на земли…», «И ныне» — седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко верней…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 1-й: «Матерь Тя Божию…».

Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 3-й. «Слава» — ин седален великомученика по полиелее, глас 4-й, «И ныне» — седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко верней…» (см. по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Слово Отчее…»3. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Праведник, яко финикс процветет…». Евангелие – Лк., зач. 63. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами страстотерпца…»4. Стихира великомученика, глас 6-й: «Днесь вселенная…».

Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Поразивый Египта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и великомученика (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален великомученика, глас тот же. «Слава» — ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да радуется Небо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика. «Слава» — ин светилен великомученика, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самарию пришел еси…» (см. в Неделю самаряныни).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры великомученика, глас 2-й – 4. «Слава» — великомученика, глас тот же: «Да помавают праведная…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Собезначальный и Соприсносущный…» (см. на хвалитех)5.

Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом6: стихиры Триоди, глас 4-й – 3 (см. на стиховне утрени) и великомученика, глас 2-й – 3. «Слава» — великомученика, глас тот же: «Да помавают праведная…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Собезначальный и Соприсносущный…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» — тропарь великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондаки праздника Триоди и великомученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).

Примечание. Тропарь и кондак храма святого не поются, так как совершалось всенощное бдение.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите…», и великомученика.

Примечание. «На трапезе утешение братии» (Типикон, 23 апреля).

Сноски:

1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

2 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

3 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия (ср.: Типикон, 23 апреля).

4 Ср.: Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели».

5 См. следующую сноску.

6 Если святой полиелейный (и выше), то, согласно общему уставу, на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).