Четверг 6-й седмицы по Пасхе. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского.

Свт. Доната, еп. Еврии. Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января).

При совершении службы праздника Вознесения Господня в соединении с полиелейной службой ап. Иакова Зеведеева (А) или свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского1 (Б), следует руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже празднице подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в четверток Вознесения» (см. Типикон, 21 мая, «зри»).

Накануне совершается всенощное бдение, предваряемое 9-м часом и малой вечерней. На 9-м часе после возгласа «Благословен Бог наш…» читается Трисвятое (такое начало 9-го и 3-го часа – до праздника Святой Троицы2).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и апостола, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедателя…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Отеческих…».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3, и апостола – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й, и апостола, глас 8-й (см. на стиховне вечера, без припевов)3. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче…» (см. славник на хвалитех), «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Господи, таинство…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Взыде Бог…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…» (трижды)4.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «Ангелом дивящимся…». «Слава, и ныне» – тот же седален5.

По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Превечный Бог…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Сошедый с Небесе…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками…». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше…» (единожды)6. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесех…».

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4, и праздника 2-й (глас 4-й) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…».

По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й; седален апостола, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки…».

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас исполнив смотрение…», и икос, глас тот же: «Яже земли на земли оставившии…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Вознесения. Первый припев праздника: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо, Христа Жизнодавца»7. К тропарям канона апостола – припев: «Святый апостоле Иакове, моли Бога о нас». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя…». «Слава» – светилен апостола: «Иакова воспоем…», «И ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и апостола, глас 8-й – 3 (см. на стиховне вечера). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Родился еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Ектении, и отпуст: «Иже во славе вознесыйся от нас на Небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго апостола Иакова и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника и апостола читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны. (Антифоны праздника не поются.)

Блаженны от 1-го канона праздника Вознесения, глас 5-й, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4.

Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума…» (и до отдания).

Вместо «Видехом Свет Истинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене).

Примечание. «На трапезе велие утешение братии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце…»).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 5-й – 4. «Слава» – святителя, глас 4-й: «К правде вечней…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Отеческих…».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3, и святителя – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й, и святителя, глас 1-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Страну истины…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Господи, таинство…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Взыде Бог…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе…» (трижды)8.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «Ангелом дивящимся…». «Слава, и ныне» – тот же седален9.

По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Превечный Бог…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Сошедый с Небесе…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками…». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше…» (единожды)10. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесех…».

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4, и праздника 2-й (глас 4-й) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки…».

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас исполнив смотрение…», и икос, глас тот же: «Яже земли на земли оставившии…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Вознесения. Первый припев праздника: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо, Христа Жизнодавца»11. К тропарям канона святителя – припев: «Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя…». «Слава» – светилен святителя: «Имя Богоносца…», «И ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Родился еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Ектении, и отпуст: «Иже во славе вознесыйся от нас на Небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Игнатия, епископа Кавказскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны. (Антифоны праздника не поются.)

Блаженны от 1-го канона праздника Вознесения, глас 5-й, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.

Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя (общие).

Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие).

Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума…» (и до отдания).

Вместо «Видехом Свет Истинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене).

Примечание. «На трапезе велие утешение братии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце…»).

С 1 мая по 7 мая – попразднство Вознесения Господня.

8 мая – отдание праздника Вознесения Господня.

Сноски:

1 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393.

2 Это относится и к прочим службам, начинающимся обычным началом.

3 Стиховные стихиры поются на литии подряд без стихов.

4 Тропарь апостола не поется по Трисвятом (на благословении хлебов), т. к. служба апостола полиелейная, а не бденная.

5 Седальны апостола по кафизмах и по полиелее опускаются.

6 По традиции, Евангелие уносится в алтарь; помазание елеем совершается у икон праздника и апостола.

7 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

8 Тропарь святителя не поется по Трисвятом (на благословении хлебов), т. к. служба святителя полиелейная, а не бденная.

9 Седальны святителя по кафизмах и по полиелее опускаются.

10 По традиции, Евангелие уносится в алтарь; помазание елеем совершается у икон праздника и святителя.

11 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.