СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.
Сщмч. Анти́пы, еп. Перга́ма Аси́йского. Прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Свт. Варсоно́фия, еп. Тверского (службу зри 4 октября).
Прпп. Евфи́мия и Харито́на Ся́нжемских.
Полунощницу нужно начинать не позднее 23 часов, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия, по традиции, совершается непосредственно после утрени и часов, то входные молитвы читаются перед Плащаницей до полунощницы по обычному чину, начиная Трисвятым.
Примечание. Полунощница, согласно Уставу, должна начинаться после чтения Деяний, которое завершается около «часа 4-го нощи», т. е. по-нашему – около 10-ти часов вечера (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 4-е «зри»).
Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей творит начало: «Благословен Бог наш…». («Царю Небесный» не читается.) Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Прииди́те, поклони́мся…» (3), и псалом 50-й.
Канон Великой Субботы (из Триоди Постной): «Волно́ю морско́ю…». Ирмосы по дважды, тропари на 12, и катавасия – тот же ирмос (по каждой песни). Канон, по традиции, читает один из священнослужителей перед Плащаницей.
Примечание. По Уставу, канон Великой Субботы поется «со стиха́ми пе́сней», т. е. с библейскими песнями в праздничной редакции: «Поем Господеви» (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 651).
По 3-й песни – седален Великой Субботы, глас 1-й: «Гроб Твой, Спа́се…». «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак Великой Субботы, глас 6-й: «Бе́здну заключи́вый…», и икос, глас тот же: «Содержа́й вся…».
В начале 9-й песни, по традиции, отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом, совершив каждение окрест Плащаницы, при пении катавасии 9-й песни (на словах: «…воста́ну бо и просла́влюся…») подъемлют Плащаницу и вносят в алтарь. Вслед за этим царские врата затворяются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до отдания Пасхи. Так как обычно плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии ставить дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великий Пяток и в Великую Субботу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая Плащаница – гладкая (не вышитая).
После катавасии 9-й песни канона – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…», и певцы поют тропарь, глас 2-й: «Егда́снизше́л еси…». Иерей произносит краткую сугубую ектению, как в начале утрени: «Помилуй нас, Боже…» (см. в составе двупсалмия). После возгласа ектении: «Яко Милостив и Человеколюбец…» – хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпу́ст «преждепи́санный» (т. е. как на Литургии в Великую Субботу), после чего хор поет «Господи, помилуй» (трижды).
Утреня.
Примечание. «Об часе́ у́треннем, параекклисиа́рх взем благослове́ние у настоя́теля, исхо́дит, и ударя́ет в вели́кое и кле́плет дово́льно. И вшед во храм вжига́ет свещы́ вся, и канди́ла, устроя́ет же сосу́ды два со у́глием горя́щим, и влага́ет в них фимиа́ма мно́го благово́ннаго, и поставля́ет еди́н сосу́д среди́ це́ркве, други́й же во свято́м олтаре́, я́ко да испо́лнится це́рковь вся благово́ния. Та́же настоя́тель вшед во святы́й олта́рь со иере́и и диа́коны облача́тся в весь светле́йший сан, и раздае́т свещы́ бра́тии. И взе́млет честны́й Крест, кади́ло же взе́млет диа́кон, иере́й же свято́е Ева́нгелие, ин иере́й о́браз Воскресе́ния Христо́ва, и ста́вятся лице́м на за́пад, и затворя́т врата́ церко́вная, я́же к за́паду. Исхо́дит настоя́тель со иере́и в притво́р, се́верными две́рьми, предыду́щым пред ним диа́коном со двема́ свеща́ми, и о́ба ли́ки, пою́ще стихи́ру, глас 6-й: Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се: [Сей стих не обрета́ется ни во еди́ном от уста́вов, ниже́ в пентикоста́риах, е́же бы зде пева́ему бы́ти ему́.] Та́же ударя́ют во вся кампа́ны и тя́жкая, и кле́плют дово́льно. И вше́дше в притво́р, и ста́нут со Ева́нгелием и со о́бразом, лице́м на за́пад, я́коже указа́ся пре́жде. Та́же настоя́тель взе́млет у диа́кона кади́ло в пра́вую ру́ку, Крест же в ле́вую, и кади́т о́бразы, и кли́росы, и бра́тию, по обы́чаю. Диа́кону же преднося́щу пред ним свещу́ горя́щу. Бра́тия же вси стоя́т держа́ще свещы́ своя́, со внима́нием моля́щеся в себе́, и благодаря́ще нас ра́ди Пострада́вшаго, и Воскре́сшаго Христа́ Бо́га на́шего. По сконча́нии же кажде́ния, прихо́дит настоя́тель пред вели́кия врата́ це́ркве, и покади́т диа́кона предстоя́щаго ему́ со свеще́ю. Тогда́ взем кади́ло диа́кон от руку́ настоя́теля, и покади́т самаго́ настоя́теля. И па́ки восприи́м настоя́тель кади́ло, став пред церко́вными две́рьми, зря на восто́к, и назна́менует вели́кия врата́ це́ркве, [затворе́нная су́ща,] кади́лом крестообра́зно, три́жды, держа́ в ле́вой руце́ честны́й Крест. И свети́льником стоя́щым со обою́ страну́. И возгласи́т велегла́сно: Сла́ва Святе́й…» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).
Пасхальную утреню обычно начинают в 12 часов ночи. Начинать пасхальное торжество ранее полуночи не рекомендуют канонические правила. Но правила эти не указывают, когда именно после полуночи, «в который час, или в которую половину часа, или четверть часа, подобает начинати веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», ввиду того, что и в самом Евангелии нет точного указания на час Воскресения (св. Дионисий Александрийский, 1-е правило). Поэтому не следует удивляться, что в Типиконе о начале пасхальной заутрени говорится не вполне определенно: «об часе́ утреннем». В Русской Церкви приблизительно за последние сто с небольшим лет установился обычай начинать пасхальное торжество ровно в полночь. Посему при приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Предстоятель раздает свечи сослужа́щим. В это же время возжигают свечи и все молящиеся. Предстоятель принимает в левую руку Крест с пасхальным трисвещником, в правую – кадило.
Ровно в 12 часов (по местному времени) при закрытых царских вратах священнослужители поют стихиру: «Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, А́нгели пою́т на Небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити». Стихира поется трижды: по обычаю, первый раз она поется тихо при закрытых царских вратах и завесе, второй раз – немного громче при открытой завесе, третий раз – громко при открытых царских вратах (которые после этого остаются открытыми до конца Светлой седмицы). При каждом пении стихиры предстоятель в предшествии диакона со свечой совершает каждение окрест престола. В третий раз стихира поется духовенством до половины: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех». Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: «И нас на земли́ сподоби…».
Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. В крестном ходе впереди несут фонарь, за ним несут парой запрестольный Крест и запрестольный образ Божией Матери1, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники, младшие впереди. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель с трисвещником и Крестом. Там, где один священник, допускается мирянам нести на пелена́х иконы Воскресения Христова и Евангелие. (Артос на этом крестном ходе не носят, поскольку он еще не освящен.)
Крестный ход в обычном порядке идет вокруг храма при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке: фонарь (по центру, непосредственно перед дверями), затем (от южной стороны к северной) запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужа́щие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, при полной тишине совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, в заключение, диакона. Диакон принимает кадило, кадит предстоятеля и возвращает ему кадильницу.
Предстоятель, трижды (а не один раз) крестообразно назна́меновав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Певцы: «Аминь». Далее следует пасхальное начало, которым начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.
Священнослужители «велегласно» поют тропарь Пасхи: «Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе́х живот даровав» (трижды). Певцы повторяют то же «со сладкопением» (трижды).
Священнослужители поют стихи2:
1. «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́».
2. «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́».
3. «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Божия, а пра́ведницы да возвеселя́тся».
4. «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь».
5. «Слава».
6. «И ныне».
На каждый стих певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды).
В завершение предстоятель или все священнослужители поют высшим гласом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отверзаются церковные двери (по Уставу, самим настоятелем), и крестный ход шествует в храм.
Великая ектения. Возглас: «Яко подобает…», и пасхальный канон – творение прп. Иоанна Дамаскина, глас 1-й: «Воскресения день…» (см. в Цветной Триоди). По Уставу, «творит… начало канона на ку́юждо песнь всегда предстоятель», обычно же первые слова ирмоса каждой песни начинают все священнослужители. Ирмосы поются на 4, тропари на 12, с припевом к каждому из них: «Христос воскре́се из мертвых». (Богородичны пасхального канона в первый день Пасхи не поются.) Катавасия – те же ирмосы (трижды)3, и после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, обычно быстрым распевом).
На каждой песни канона совершается каждение. По Типикону, настоятель «кади́т в нача́ле кано́на святы́я ико́ны и о́ба ли́ка и бра́тию по чи́ну». Это – указание на полное каждение всего храма, которое должно совершаться только один раз – на 1-й песни канона. Но, по твердо установившемуся издревле обычаю, каждение совершается на каждой песни4. При соборном служении каждение совершают все иереи поочередно (а при большом числе иереев – попарно).
После каждой песни – малая ектения, которую диакон произносит вне алтаря. (Если богослужение совершает один священник, то он все ектении произносит в алтаре.) Для произнесения ектений и совершения каждений диакон (со свечой в руке) во всех случаях исходит из алтаря царскими вратами (во всю Светлую седмицу).
Возгласы иерея (после малых ектений):
По 1-й песни – «Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 3-й песни – «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 4-й песни – «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 5-й песни – «Яко святи́ся и прославися пречестно́е и великоле́пое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 6-й песни – «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 7-й песни – «Бу́ди держава Царствия Твоего благословенна и препросла́влена, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 8-й песни – «Яко благослови́ся имя Твое и просла́вися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
По 9-й песни – «Яко Тя хва́лят вся силы Небесныя, Отца и Сына и Святаго Духа, и Тебе славу возсыла́ют, ныне и присно, и во веки веков».
После 3-й песни – ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия у́тро…».
После 6-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос: «Еже прежде солнца…». «Воскресение Христово…» (трижды), «Воскрес Иисус от гроба…» (трижды).
В 8-й песни имеется Троичен. Он поется четыре раза с припевом: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».
На 9-й песни припев: «Христос воскресе из мертвых» не поется, но к ирмосу и к тропарям – особые припевы.
9-я песнь в 1-й день Пасхи должна быть исполнена в следующем порядке:
Диакон: «Вели́чит душа моя Воскресшаго тридне́вно от гро́ба Христа́Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;
2-й лик – повторяет тот же припев и ирмос;
1-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…»;
2-й лик – тот же припев и ирмос;
1-й лик: «Христос, новая Пасха…», «О, Боже́ственнаго…»;
2-й лик – тот же припев и тропарь;
1-й лик: «Ангел вопия́ше…», «О, Божественнаго…»;
2-й лик – тот же припев и тропарь;
1-й лик: «Возбуди́л еси…», «О, Божественнаго…»;
2-й лик: «Магдалина Мария…», «О, Божественнаго…»;
1-й лик: «Ангел облиста́я…», «О, Пасха ве́лия…»;
2-й лик: «Христос воскресе…», «О, Пасха велия…»;
1-й лик: «Днесь всяка тварь…», «О, Пасха велия…»;
2-й лик: «Днесь Владыка плени́ ада…», «О, Пасха велия…»;
1-й лик: «Величит душа моя Триипостаснаго…», «О, Пасха велия…»;
2-й лик: «Радуйся, Дево…», «О, Пасха велия…»;
1-й лик: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…»;
2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…».
Затем оба лика вкупе поют ирмос: «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе…» (трижды).
На 9-й песни каждение, по обычаю, совершает не иерей, а диакон со свечой (при соборном служении – два диакона).
По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию уснув…» (трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 1-й – 4. Затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». Последняя стихира заканчивается тропарем: «Христос воскресе из мертвых…», который входит в состав стихиры, после чего, в качестве тропаря в конец утрени, «Христос воскресе из мертвых…» поется еще три раза. Так заканчивается пение стихир Пасхи во всю Светлую седмицу на вечерне и утрене.
Примечание. «Та́же Христо́с воскре́се: три́жды. И пое́м сие мно́гажды, до́ндеже целу́ют бра́тия друг дру́га» (ср.: Триодь Цветная, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).
Во время пения стихир Пасхи священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре. По Уставу, «целова́ние настоя́теля с про́чими иере́и и диа́коны во свято́м олтаре́ быва́ет си́це: глаго́лет приходя́й: „Христо́с воскре́се!«О́ному же отвеща́вшу: „Вои́стину воскре́се!«».
Примечание. «Посе́м взем настоя́тель честны́й Крест, и ста́нет вне пред святы́ми ца́рскими две́рьми. Та́кожде и вси свяще́нницы, ели́ко их есть, и диа́коны, взе́мше ки́йждо их свято́е Ева́нгелие, и честны́я ико́ны, по чи́ну своему́. И ста́нут вси ря́дом, от десны́я страны́ настоя́теля. И прихо́дят пре́жде честне́йшии церко́вницы, и ста́рцы, еди́н по еди́ному. И ма́ло преклоня́ются пред настоя́телем. И целу́ют ки́йждо их честны́й Крест, и свято́е Ева́нгелие, его́же держи́т иере́й, и про́чия о́бразы. Та́же и самого́ настоя́теля во уста́ целу́ют, глаго́люще: Христо́с воскре́се. О́ному же отвеща́вшу: Вои́стину воскре́се. По тому́ же о́бразу и иере́ев целу́ют, и са́ми между́собо́ю, по чи́ну своему́. И ста́вятся от иере́ев по десно́й стране́ ря́дом. Та́же по них и миря́не та́кожде целова́ние творя́т. Рабо́тницы же монасты́рстии в то́мже чину́ да ста́нут, и друг дру́га целу́юще. Быва́ет же посреди́ во всех ве́лие молча́ние» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).
По Уставу, священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Такой порядок мог быть соблюдаем в тех древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же, при большом стечении богомольцев, наиболее соответственным будет, если предстоятель после христосования с сослужащими, выйдя с Крестом и трисвещником на солею, произнесет от себя краткое общее приветствие предстоящим и закончит его троекратным возглашением: «Христос воскре́се!», с осенением Крестом и трисвещником на три стороны, а после этого возвратится в алтарь. Христосование с каждым в отдельности может быть после отпуста утрени, если после нее будет расход, или же после отпуста Литургии, если она следует непосредственно за утреней и часами. По той же причине многолюдства может быть достаточным, если христосоваться с мирянами будет один предстоятель, а не все священнослужители.
После троекратного возглашения предстоятелем «Христос воскресе!» певцы, по обычаю, трижды неспешно поют весь тропарь: «Христос воскресе из мертвых…», чтобы предстоятель имел возможность отнести Святой Крест в алтарь, положить его на престол и выйти на амвон для чтения Огласительного слова свт. Иоанна Златоустого.
Примечание. «По целова́нии же чте́тся Огласи́тельное сло́во Златоу́стаго от настоя́теля, или́ екклисиа́рха: А́ще кто благочести́в, и боголюби́в: Не седи́м же на сицево́м чте́нии, но стоя́ще слу́шаем вси» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).
На амвоне поставляется аналой, как для проповеди. Предстоятель, выйдя из алтаря и став около аналоя, произносит: «Христос воскресе!», и затем читает слово, начиная, по традиции, с его заглавия5:
«И́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепи́скопа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, Сло́во Огласи́тельное, во святы́й и светоно́сный День пресла́внаго и спаси́тельнаго Христа́ Бо́га на́шего Воскресе́ния.
А́ще кто благочести́в и боголюби́в, да наслади́тся сего́ до́браго и све́тлаго торжества́. А́ще кто раб благоразу́мный, да вни́дет ра́дуяся в ра́дость Го́спода своего́. А́ще кто потруди́ся постя́ся, да восприи́мет ны́не дина́рий. А́ще кто от пе́рваго часа́ де́лал есть, да прии́мет днесь пра́ведный долг. А́ще кто по тре́тием часе́ прии́де, благодаря́ да пра́зднует. А́ще кто по шесто́м часе́ дости́же, ничто́же да сумни́тся, и́бо ничи́мже отщетева́ется. А́ще кто лиши́ся и девя́таго часа́, да присту́пит ничто́же сумня́ся, ничто́же боя́ся. А́ще кто то́чию дости́же и во единонадеся́тый час, да не устраши́тся замедле́ния: любочести́в бо сый Влады́ка, прие́млет после́дняго, я́коже и пе́рваго: упокоева́ет в единонадеся́тый час прише́дшаго, я́коже де́лавшаго от пе́рваго часа́: и после́дняго ми́лует, и пе́рвому угожда́ет, и о́ному дае́т и сему́ да́рствует. И дела́ прие́млет, и наме́рение целу́ет, и дея́ние почита́ет, и предложе́ние хва́лит. Те́мже у́бо вни́дите вси в ра́дость Го́спода своего́, и пе́рвии и втори́и, мзду приими́те. Бога́тии и убо́зии, друг со дру́гом лику́йте. Возде́ржницы и лени́вии, день почти́те. Пости́вшиися и непости́вшиися, возвесели́теся днесь. Трапе́за испо́лнена, наслади́теся вси. Теле́ц упита́нный, никто́же да изы́дет а́лчай: вси наслади́теся пи́ра ве́ры, вси восприими́те бога́тство бла́гости. Никто́же да рыда́ет убо́жества, яви́ся бо о́бщее ца́рство. Никто́же да пла́чет прегреше́ний, проще́ние бо от Гро́ба возсия́. Никто́же да убои́тся сме́рти, свободи́ бо нас Спа́сова смерть; угаси́ ю́, И́же от нея́ держи́мый. Плени́ а́да, Соше́дый во ад; огорчи́ его́, вкуси́вша Пло́ти Его́. И сие́ предприе́мый6 Иса́ия возопи́: ад, глаго́лет, огорчи́ся, сре́т Тя до́ле. Огорчи́ся, и́бо упраздни́ся. Огорчи́ся, и́бо пору́ган бы́сть. Огорчи́ся, и́бо умертви́ся. Огорчи́ся, и́бо низложи́ся. Огорчи́ся, и́бо связа́ся. Прия́т те́ло, и Бо́гу прирази́ся. Прия́т зе́млю, и сре́те Не́бо. Прия́т е́же ви́дяше, и впаде́ во е́же не ви́дяше. Где твое́, сме́рте, жа́ло? Где твоя́, а́де, побе́да? Воскре́се Христо́с, и ты низве́рглся еси́. Воскре́се Христо́с, и падо́ша де́мони. Воскре́се Христо́с, и ра́дуются А́нгели. Воскре́се Христо́с, и жизнь жи́тельствует. Воскре́се Христо́с, и ме́ртвый ни еди́н во гро́бе: Христо́с бо воста́в от ме́ртвых, Нача́ток усо́пших бысть. Тому́ сла́ва и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь».
По окончании чтения певцы поют тропарь свт. Иоанна Златоуста, глас 8-й: «Уст твоих я́коже све́тлость огня́…», и произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», затем – просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения).
По возгла́се: «Твое бо есть, еже ми́ловати…», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н Христос, Бог наш…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей, держа Крест и, по обычаю, трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет вместе с сослужа́щими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Предстоятель с Крестом (и, по обычаю, с трисвещником) в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый,И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец» (поминовения ликов святых и отдельных их имен Уставом не положено), и осеняет предстоящих Крестом и трисвещником на три стороны, громко произнося при каждом осенении: «Христос воскресе!». Молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!», и, по древнему обычаю, осеняют себя крестным зна́мением (как и всегда при осенении Крестом). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, быстро), и конечное – «И нам дарова́ живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны.
Примечание. По традиции, на Пасху и в течение Светлой седмицы отпуст утрени, Литургии, великой вечерни (и пасхального молебна) совершается с Крестом и трисвещником, а отпуст малых служб – с Крестом без трисвещника. Однако Устав не упоминает о трисвещнике на пасхальном отпусте: Типикон предписывает в этот период отпуст великих служб произносить с Крестом, а малых – без Креста7.
По отпусте утрени, согласно указанию Типикона, «целу́ем Честны́й Крест, держи́мый в руку́ настоя́теля». Но если непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия, то целование Креста можно отнести к окончанию Литургии.
Пасхальные часы. По возгласе: «Благословен Бог наш…» – поется, по обычаю: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды весь тропарь), «Воскресение Христово…» (трижды), ипакои́: «Предварившия утро…», кондак: «Аще и во гроб…», тропарь: «Во гробе пло́тски…», «Слава» – «Яко Живоносец…», «И ныне» – Богородичен: «Вышняго освященное Божественное селение…», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…» Певцы: «Аминь», «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит обычный малый воскресный отпуст (по традиции, с Крестом): «Воскресы́й из ме́ртвых Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
Такой чин полагается совершать на Светлой седмице вместо 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, полунощницы и повечерия.
Во время часов перед Литургией (по окончании проскомидии) диакон со свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Примечание. «После́дование Литурги́и быва́ет пора́ну» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).
Перед началом Литургии во дни Светлой седмицы и до отдания Пасхи священнослужители вместо «Царю Небесный» читают: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и обычные стихи: «Слава в вышних Богу…» (дважды) и «Господи, устне́ мои отве́рзеши…».
После начального возгласа Литургии свт. Иоанна Златоуста иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…». Певцы повторяют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Иерей – 1-й стих: «Да воскреснет Бог…». Певцы: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды), и прочее пасхального начала (как в начале утрени). В заключение священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Во время пения стихов с тропарем Пасхи совершается каждение алтаря, иконостаса и молящихся; при этом иерей приветствует молящихся возгласом: «Христос воскресе!». Стих: «Да воскреснет Бог…» предстоятель поет, кадя престол спереди; стих: «Яко исчезает дым…» при каждении южной стороны престола; стих: «Тако да погибнут грешницы…» – при каждении восточной стороны престола; стих: «Сей день…» – при каждении северной стороны престола.
Примечание. Таким же образом (при пении пасхального начала) начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.
Антифоны Пасхи.
Вхо́дное: «В це́рквах благослови́те Бога, Го́спода от исто́чник Изра́илевых».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
По входе – тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды); ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия у́тро…». «Слава, и ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».
Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся. Аллилуиа».
Примечание. Указанное начало Литургии, т. е. «Христос воскресе из мертвых…» со стихами (пасхальное начало), а также антифоны, входный стих, «Ели́цы во Христа крести́стеся…» и причастен «Тело Христово приими́те…» поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи.
Прокимен, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь», стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви, яко Благ, яко в век ми́лость Его». Апостол – Деян., зач. 1. Аллилуиарий, глас 4-й: «Ты воскре́с, уще́дриши Сиона»; стих: «Господь с Небесе́ на зе́млю призре́». Евангелие – Ин., зач. 18.
Примечание. «Вре́мени же приспе́вшу чте́ния свята́го Ева́нгелия: Нача́льный диа́кон хотя́й Ева́нгелие чести́, глаго́лет: Благослови́, влады́ко, благовести́теля… Та́же настоя́тель глаго́лет: Бог моли́твами свята́го сла́внаго… и про́чая, я́коже указа́ся в литургиа́рии. Исхо́дит диа́кон, и на обы́чном ме́сте пря́мо ца́рских врат, на восто́к лице́м ста́нет. И настоя́телю пре́жде возгласи́вшу пред престо́лом: Прему́дрость, про́сти, услы́шим свята́го Ева́нгелия… То́жде и вси иере́и, ели́цы суть служа́щии. По сих же и диа́кони глаго́лют, на разли́чных ме́стех ста́вше от свята́го престо́ла, и до за́падных врат церко́вных, еди́н по еди́ному. Последи́ же всех стои́т архидиа́кон. И чтут вси по настоя́телю, еди́н по еди́ному по статия́м, я́коже настоя́тель расположи́т. И предначина́ет настоя́тель: От Иоа́нна свята́го Ева́нгелия чте́ние. Про́чии то́жде. Настоя́тель: Во́нмем. Про́чии то́жде. Настоя́тель стоя́ пред престо́лом на восто́к лице́м, чтет: В нача́ле бе Сло́во… и про́чая. Про́чии то́жде. И на вся́ком возгла́се или́статии́ Ева́нгелия, ударя́ют в це́ркви по еди́ножды в канди́ю. Параекклисиа́рх же вне це́ркве в вели́кое би́ло, и в вели́кий кампа́н. На после́днем же возгла́се ударя́ют во вся кампа́ны, и в вели́кое би́ло» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).
При соборном служении Евангелие, по традиции, читают на разных языках: на церковнославянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь – на греческом, латинском, и на современных языках, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, протодиакон – на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель у горнего места, диакон – на амвоне, прочие же диаконы на различных местах, «ста́вше от свята́го престо́ла до за́падных врат церко́вных». Ради народа, стоящего в церковной ограде, один из диаконов или священник может читать Евангелие на паперти, обратясь лицом к народу; разумеется, он должен читать на церковнославянском или русском языке. Евангелие обычно делится на 3 статии́:
1-я статия – стихи 1–5;
2-я статия – стихи 6–13;
3-я статия – стихи 14–17.
Порядок чтения пасхального Евангелия на нескольких языках следующий. После того, как протодиакон испросит благословение: «Благослови, владыко, благовестителя…», предстоятель дает благословение: «Бог молитвами…», и возглашает: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Все иереи и диаконы, заканчивая протодиаконом, по очереди повторяют это возглашение – каждый, по возможности, на том языке, на котором он будет читать Евангелие. Потом предстоятель произносит: «Мир всем». (Это возглашение никто из священнослужителей не повторяет.) Певцы отвечают: «И духови твоему». Предстоятель возглашает: «От Иоанна святаго Евангелия чтение», и затем все иереи и диаконы по очереди повторяют это, по возможности, на том языке, на котором будет прочтено Евангелие. После того как все священнослужители (последним – протодиакон) сделали это возглашение, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Предстоятель: «Вонмем»; то же – все священнослужители (последним – протодиакон), каждый на языке, на котором будет читать Евангелие. Предстоятель начинает 1-ю статию, за ним повторяют ее иереи и диаконы, и последним – протодиакон. В таком же порядке читаются 2-я и 3-я статии.
Во время чтения Евангелия в начале каждой статии по извещению из храма на колокольне производится так называемый «перебор», т. е. ударяют по одному разу во все колокола, от малых к большим. По окончании Евангелия – краткий трезвон. Когда протодиакон закончит 3-ю статию, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Протодиакон отдает Евангелие предстоятелю. Прочие диаконы за ним входят в алтарь с Евангелиями и относят их на свое место.
Далее Литургия св. Иоанна Златоуста совершается по обычному чину.
На Литургиях самой Пасхи и всей Светлой седмицы священнослужители произносят, по традиции, приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» вместо: «Христос посреде́ нас» – «И есть и будет».
Вместо «Достойно» – «Ангел вопия́ше…» и ирмос: «Свети́ся, светися…». Так до отдания Святой Пасхи (кроме Преполовения и его отдания).
Причастный стих: «Тело Христово приими́те, Источника Безсмертнаго вкуси́те. Аллилуиа» (трижды).
Вместо песнопений «Благослове́н Гряды́й…», «Ви́дехом Свет истинный…» и «Да испо́лнятся…» поется по одному разу тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…». Так и во всю седмицу Пасхи.
По заамвонной молитве, по традиции, освящается артос. На солее, против царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. Совершается каждение окрест аналоя. Диакон: «Господу, помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».
Священник читает молитву на освящение артоса9 и затем окропляет артос святой водой, произнося: «Благословля́ется и освяща́ется а́ртос сей окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее перед образом Спасителя, и на этом месте артос остается в течение всей Светлой седмицы. Его носят на ежедневных крестных ходах. Если освящено несколько артосов, то на аналое полагается только один артос, а прочие хранятся до Светлой субботы в алтаре. На крестных ходах всегда носится только один артос.
По прочтении молитвы певцы вместо «Буди имя Господне…» поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и вместо псалма 33-го тот же тропарь – 12 раз и «мно́жае, до́ндеже анафо́ра (анти́дор) от игу́мена разда́стся». Священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Остальное все, включая отпуст, как на утрене. На отпусте не поминаются ни святой храма, ни дневные святые, ни составитель Литургии. Так и во всю Пасхальную седмицу.
Царские врата (главного алтаря и всех приделов) остаются открытыми во всю Светлую седмицу, не затворяют их и на время причащения священнослужителей. Также, по традиции, остаются открытыми северные и южные врата главного алтаря и всех приделов.
Примечание. «Да бу́дет же ве́стно и сие́: Я́ко врат ца́рских олтаря́, вели́ких же, и от стран ма́лых, по всем це́рквам во всю Све́тлую седми́цу не затворя́ем и во вре́мя причаще́ния» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи», 2-е «зри»).
Примечание. «Ве́домо же бу́ди и сие́: Я́ко мяс правосла́внии христиа́не к це́ркви [для благословения – Сост.] не прино́сят, но в дом ко иере́ю… Я́ица же и сыр принесе́нныя поставля́ются в притво́ре, в це́рковь же отню́д не подоба́ет вноси́ти…
[Молитву «во еже благословити брашна мяс, во Святую и Великую Неделю Пасхи» и молитву «во еже благословити сыр и яица» см. в Триоди Цветной, Требнике и в кн.: Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. – Сост.]
Ве́стно же бу́ди: Я́ко сицевы́й мяс и набе́лу прино́с, не есть па́сха, ниже а́гнец,я́коже не́цыи глаго́лют и прие́млют, и ему́ со вся́ким гове́нием, я́коже не́коей святы́ни причаща́ются, но просто́е приноше́ние; не а́ки бо сие́ в же́ртву Бо́гу приноси́тисяи́мать, но то́кмо да начина́ющим по посте́ мя́со и сыр я́сти, от иере́я предложе́нными моли́твами в снедь благослове́но бу́дет: па́сха бо Сам Христо́с есть, и А́гнец, Взе́мляй грехи́ ми́ра, на олтаре́ в Безкро́вной Же́ртве, в Пречи́стых Та́йнах Честна́го Те́ла и Животворя́щия Кро́ве Своея́, от иере́я Бо́гу и Отцу́ Приноси́мый, и Тому́ досто́йно причаща́ющиися, и́стинную ядя́т па́сху. И сего́ ра́ди о́ныя прино́сы, я́ко не суть па́сха, во олта́рь или́ в це́рковь не досто́ит вноси́ти, но вне це́ркве, или́ в притво́ре, моли́твою благослови́ти, по 3-му пра́вилу святы́х Апо́стол, глаго́лющих: А́ще кто епи́скоп или́ пресви́тер, кроме́ вчине́ния Госпо́дня о же́ртве, ина́я не́кая ко олтарю́принесе́т, мед, или́ млеко́, или́ вме́сто вина́ сике́ру, си́есть, олови́ну, или́ медови́ну, или́пти́цы, или́ ка́я живо́тная, или́ со́чива, ра́зве гро́здия в ле́те, и еле́я на све́щники и фимиа́ма, во вре́мя литурги́и, да изве́ржется. И по 6-му Собо́ру, и́же в Тру́лле, в пра́виле 99 глаго́лющу. И сему́ во Арме́нстей стране́ быва́ти уве́дехом, я́ко не́цыи внутрь во святы́х олтаре́х, ча́сти мяс варя́ще, прино́сят свяще́нником жидо́вски разделя́юще.
Те́мже Це́рковь непоро́чную храня́ще, узако́нихом, я́ко не подоба́ет ни еди́ному же иере́ю разли́чных мяс часте́й от принося́щих приима́ти: но те́ми дово́льни да бу́дут,я́же принося́щему возмня́тся. Сицево́му приноше́нию быва́ему вне це́ркве. А́ще же кто сего́ не сотвори́т, да отлучи́тся» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи», 3-е и 4-е «зри»).
Великая вечерня в 1-й день Пасхи.
Перед вечерней – 9-й час по пасхальному чину.
По окончании 9-го часа облаченный во все священнические одежды иерей (при соборном служении – предстоятель)10, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази́ Его…» и прочее пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая.
На «Господи, воззвах»11 стихиры воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 2-й – 6. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Спаси́тельную песнь пою́ще…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий, яко Бог наш…», со стихами. По исполнении прокимна иерей, по обычаю, став в царских вратах лицом к народу, читает Евангелие. Чтение предваряется возглашением: «И о сподо́битися нам…», и прочее. Евангелие – Ин., зач. 65: «Сущу по́зде в день той…».
Примечание. По Уставу, «чтет Ева́нгелие настоя́тель во олтари́» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи вечера»).
По прочтении Евангелия ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Цветной Триоди), глас 2-й: «Воскресе́ние Твое, Христе́ Спа́се…», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресе́ния день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры). И трижды тропарь «Христос воскресе из мертвых…».
По исполнении стихир и тропаря – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых…», и прочее, как в конце утрени.
Последование пасхальных часов совершается за малое повечерие.
Сноски:
1 Существует обычай нести иконы таким образом, чтобы тот, кто смотрит на приближающийся крестный ход, видел их расположенными также, как в алтаре (запрестольный Крест – справа, образ Божией Матери – слева).
2 «Та́же настоя́тель глаго́лет стихи́…» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).
3 «И па́ки последи́ ки́йждо лик ирмо́с. Последи́ же на схо́де катава́сия, ирмо́с то́йже: Воскресе́ния день… И по нем: Христо́с воскре́се: три́жды» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).
4 Этот порядок указан в Цветной Триоди (М., 1914) и в кн. «Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи» (М., 2003).
5 По мнению М. Н. Скабаллановича (см. его «Толковый Типикон». Вып. 2. Гл. 2. С. 326), название Огласительного слова (с наименованием автора) не произносится.
6 Предве́девый.
7 Ср.: Ванюков С. А. Богослужебные отпусты // Богослужебные указания на 2005 год. М., 2004. С. 646.
8 Святая и Великая Неделя Пасхи открывает ряд евангельских литургийных зачал от Иоанна, простирающийся до Недели Пятидесятницы.
9 См. в Требнике или в кн.: Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. М., 2003. С. 54–55.
10 «По 9-м часе́ во свети́льничном, облачи́тся настоя́тель во всю свяще́нную оде́жду. И став пред свято́ю трапе́зою с кади́льницею зна́менует крестови́дно, и возглаша́ет глаго́ля: Благослове́н Бог наш…» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи вечера»).
11 Во время пения «Господи, воззвах» совершается обычное каждение всего храма. Диаконы совершают каждение со свечой в левой руке.