Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской.
Служба прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы блж. Матро́ны Московской в соединении со службой Триоди (Б).
Вечернее богослужение начинается 9-м часом: «Благословен Бог наш…». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), псалмы и т. д. Тропарь и кондак праздника Триоди (Антипасхи).
А. На великой1 вечерне по возгласе «Благословен Бог наш…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и читается предначинательный псалом.
Примечание. «Прииди́те, поклони́мся» перед 103-м псалмом обычно опускается.
Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 5-й – 3. «Слава, ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Две́рем заключе́нным…».
Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творя́й чудеса́» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «По днех осми́х…».
По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (единожды)2.
Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и дневными трипеснцами Триоди. В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть…» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В.Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).
На утрене по возгласе «Слава Святей и Единосущней…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и шестопсалмие.
Примечание. «По внегда́ сотвори́ти иере́ю нача́ло: Сла́ва Святе́й… глаго́лем:Христо́с воскре́се… три́жды, ти́хим гла́сом. Сие́ бо глаго́лем нача́ло: Христо́с воскре́се: в часе́х, и в вече́рнях и повече́риях, от сея́ у́трени неде́ли Антипа́схи, да́же и до Вознесе́ния Госпо́дня. [Ка́ко у́бо не извести́ся о полу́нощнице, я́ве я́ко в ке́ллиях мню сей бы́ти пева́емей: поне́же у́бо и та́мо си́це нача́ло быва́ет.] И а́бие по Христо́с воскре́се: Сла́ва в вы́шних Бо́гу: и обы́чное шестопса́лмие» (Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»). На основании данных указаний Типикона богослужебная практика допускает отмену двупсалмия в начале утрени до праздника Вознесения Господня (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–704). Каждение храма в этом случае совершается во время троекратного пения тропаря Пасхи3 после возгласа «Слава Святей…». Однако, по мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 641, 268), двупсалмие должно сохраняться в составе утрени.
На «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 4-я и 5-я.
Примечание. Стихословие двух кафизм на утрене (и рядовой на вечерне) начинается от Недели Фоминой и продолжается до отдания праздника Воздвижения Креста Господня включительно (21 сентября) (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»).
По кафизмах – малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й4. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в…».
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удо́в…». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна́ благоуха́ет…».
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Фома́, глаго́лемый Близне́ц…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Ученико́м сомня́щимся…».
По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (единожды).
На часах – тропарь и кондак праздника Триоди (Антипасхи).
На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого. «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
Б. На великой вечерне по возгласе «Благословен Бог наш…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и читается предначинательный псалом.
Примечание. «Прииди́те, поклони́мся» перед 103-м псалмом обычно опускается.
Великая ектения. «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и блаженной, глас 6-й и глас 2-й – 5. «Слава» — блаженной, глас 6-й: «Днесь торжеству́ет оби́тель…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Две́рем заключе́нным…».
Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творя́й чудеса́» (со стихами). Паримии блаженной — 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры блаженной, глас 5-й (со своими припевами)5. «Слава» — блаженной, глас 6-й: «Прииди́те, просла́вим…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «По днех осми́х…».
По Трисвятом – тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».
Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и дневными трипеснцами Триоди. В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть…» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В.Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).
На утрене по возгласе «Слава Святей и Единосущней…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и шестопсалмие.
Примечание. «По внегда́ сотвори́ти иере́ю нача́ло: Сла́ва Святе́й… глаго́лем:Христо́с воскре́се… три́жды, ти́хим гла́сом. Сие́ бо глаго́лем нача́ло: Христо́с воскре́се: в часе́х, и в вече́рнях и повече́риях, от сея́ у́трени неде́ли Антипа́схи, да́же и до Вознесе́ния Госпо́дня. [Ка́ко у́бо не извести́ся о полу́нощнице, я́ве я́ко в ке́ллиях мню сей бы́ти пева́емей: поне́же у́бо и та́мо си́це нача́ло быва́ет.] И а́бие по Христо́с воскре́се: Сла́ва в вы́шних Бо́гу: и обы́чное шестопса́лмие» (Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»). На основании данных указаний Типикона богослужебная практика допускает отмену двупсалмия в начале утрени до праздника Вознесения Господня (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–704). Каждение храма в этом случае совершается во время троекратного пения тропаря Пасхи6 после возгласа «Слава Святей…». Однако, по мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 641, 268), двупсалмие должно сохраняться в составе утрени.
На «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (дважды). «Слава» — тропарь блаженной, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».
Кафизмы 4-я и 5-я.
Примечание. Стихословие двух кафизм на утрене (и рядовой на вечерне) начинается от Недели Фоминой и продолжается до отдания праздника Воздвижения Креста Господня включительно (21 сентября) (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»).
По кафизмах – малые ектении.
По 1-м стихословии – седален блаженной, глас 8-й: «Мо́щи твоя́…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)7.
По 2-м стихословии – седален блаженной, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рных мно́жества…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).
Полиелей. Величание блаженной и избранный псалом. Седален блаженной по полиелее, глас 4-й: «Рука́ Госпо́дня…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блаженной, глас 4-й: «Го́споди, откры́й о́чи мои́, и уразуме́ю чудеса́ от зако́на Твоего́»; стих: «Отврати́ о́чи мои́, е́же не ви́дети суеты́, в пути́ Твое́м живи́ мя». Евангелие блаженной – Мф., зач. 104. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаже́нной ста́рицы…». Стихира блаженной, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице…».
Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блаженной на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…»8.
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален блаженной, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в…».
По 6-й песни – кондак блаженной, глас 7-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блаженной (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (по выбору).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени)9, и блаженной, глас 8-й – 3. «Слава» — блаженной, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! О, та́инства…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Фома́, глаго́лемый Близне́ц…» (см. на хвалитех).
Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».
На часах – тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» – тропарь блаженной. Кондаки праздника (Антипасхи) и блаженной читаются попеременно.
На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и блаженной, песнь 3-я (или 6-я)10 — 4.
По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь блаженной; кондак храма святого. «Слава» – кондак блаженной, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и блаженной.
Апостол и Евангелие – дня и блаженной.
Задостойник Пасхи.
Сноски:
1 В вечер Недели Фоминой (Антипасхи) совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
2 Согласно Типикону, служба прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника не имеет тропаря (ср.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 80 об.).
3 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма.
4 Согласно Типикону, служба прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника не имеет кондака (ср.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 81, 82).
5 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
6 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма.
7 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
8 В храмах, где исполнение канона с библейскими песнями представляется трудноисполнимым, молебный припев к канону блж. Матроны может звучать следующим образом: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас»; «Святая праведная ма́ти Матроно, моли Бога о нас», «Святая блаженная ма́ти Матроно, моли Бога о нас» или «Святая блаженная ста́рице Матроно, моли Бога о нас».
9 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.