Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Ра́доница. Поминовение усопших. Сщмч. Анти́пы, еп. Перга́ма Аси́йского.

Прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Свт. Варсоно́фия, еп. Тверского (службу зри 4 октября).

Прпп. Евфи́мия и Харито́на Ся́нжемских.

Служба сщмч. Анти́пы, еп. Перга́ма Аси́йского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, гл. 49, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («ра́дощами» – радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких специальных указаний относительно порядка службы в Радоницу.

На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того общего порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии, но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице.

Наро́читое поминовение усопших должно быть ограничено совершением заупокойной литии или панихиды1.

На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3, и священномученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Ученико́м сомня́щимся…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «По воста́нии Твое́м, Го́споди…».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак священномученика, глас 4-й; седален священномученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в…».

Примечание. Типикон умалчивает об икосе священномученика, глас 4-й: «Ве́рно любо́вию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 45) этот икос также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удо́в…». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна́ благоуха́ет…».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Две́рем заключе́нным…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Две́рем заключе́нным…».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».

На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь священномученика. Кондак только праздника Триоди (Антипасхи).

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 4-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь священномученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Сноски:

1 «Допускаемое иногда в Радоницу совершение заупокойной службы с заимствованием песнопений из службы вселенской поминальной субботы перед Пятидесятницей и соединение их со службой попразднства Антипасхи, произвольно измышленное, не имеет никаких оснований в Типиконе. Оно не соответствует ни букве, ни духу богослужебного Устава Православной Церкви, которая в отношении своего богослужения всегда строго руководствуется мудрым наставлением Екклезиаста: „всему свое время… время сетовать, и время ликовать« (Еккл. 3, 1, 4). Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного…» (Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 47–48).