Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполове́ние Пятидесятницы. Поминовение усопших воинов1.
Сщмч. Васи́лия, еп. Амаси́йского. Свт. Стефа́на, еп. Великопе́рмского. Прп. Иоанни́кия Деви́ченского (службу зри 2 декабря).
Служба Преполовения Пятидесятницы совершается по Триоди.
Примечание. Служба сщмч. Васи́лия, еп. Амаси́йского, переносится на повечерие.
На великой вечерне кафизма 9-я2.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Пра́зднику преполовля́ющуся…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Преполовения – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…».
По Трисвятом – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника Триоди (по дважды). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: 1-й канон Преполовения, глас 4-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й канон Преполовения, глас 8-й, на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Преполовения: «Мо́ре огусти́л еси…».
Примечание. Эта же катавасия поется и на отдание праздника Преполовения; в остальные дни попразднства Преполовения, если положена катавасия, то Пасхи – «Воскресения день…».
По 3-й песни – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя́ посреде́ святи́лища…». «Слава, и ныне» – ин седален праздника Триоди, глас тот же: «Прему́дрости во́ду и жи́зни…».
По 6-й песни – кондак и икос праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й.
На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем.
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Ча́шу име́яй…». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Просвети́вшеся, бра́тие…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).
На часах – тропарь и кондак праздника Преполовения.
На Литургии блаженны праздника Преполовения, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.
На входе: «…Воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».
По входе – тропарь праздника Преполовения. «Слава, и ныне» – кондак праздника Преполовения.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения.
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник – ирмос 9-й песни 2-го канона Преполовения: «Чу́жде ма́терем де́вство…».
Примечание. Этот же задостойник поется и в отдание праздника Преполовения, в прочие дни попразднства Преполовения – задостойник Пасхи.
Примечание. После Литургии (или перед Литургией), по традиции, совершается малое освящение воды. На трапе́зе утешение братии. Праздник Преполовения празднуется 8 дней (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду Преполовения на утрени»).
Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день совершается особое ежегодное литургическое поминовение, приуроченное к празднованию Дня Победы. Во время служения Божественной Литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах…» (см. в приложении «Богослужебных указаний»). По окончании Литургии совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). По завершении молебна служится заупокойная лития о почивших воинах.
Сноски:
1 Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
2 По каждом антифоне кафизмы – малая ектения, так как вечерня – великая (см., напр., Типикон, гл. 2-я и 7-я). Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 193.