Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Девяти мучеников Кизи́ческих. Прп. Ме́мнона чудотворца. Свт. Игна́тия Брянчани́нова, еп. Кавка́зского (с 30 апреля).
Свт. Василия Остро́жского.
Служба мучеников и преподобного не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (Б). На этот день может быть перенесена с воскресенья, 30 апреля, полиелейная служба1 свт. Игнатия Брянчанинова (А).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 82: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 43, и святителя, глас 5-й – 4. «Слава» – святителя, глас 4-й: «К пра́вде ве́чней…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными)4. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Песнь свяще́нную…» (см. 1-ю стихиру на стиховне)5, «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святи́лище прише́л еси…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.
Кафизмы 16-я и 17-я6. Малые ектении. Седальны Триоди7.
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя, глас 2-й: «Моли́твами и скорбьми́…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, о́тче…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Пра́зднику преполови́вшуся…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие – святителя. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Позна́л еси та́йну…».
Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, бра́тие…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.
На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки Преполовения и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я8 – 4.
По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Преполовения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святителя (общие).
Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие).
Задостойник Пасхи.
Б. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 3, и мучеников, глас 8-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 1-й: «Пятдеся́тницы наста́ дней преполове́ние…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».
Примечание. Если в субботы Пятидесятницы случится память двух малых святых, на «Господи, воззвах» поются стихиры Триоди (праздника) – 3 и стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого переносятся на хвалитны утрени.
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святи́лище прише́л еси…».
По Трисвятом – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды).
Примечание. Типикон умалчивает о тропаре мучеников, глас 8-й. В Минее синодального периода (см.: Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 139) этот тропарь также отсутствует.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 16-я и 17-я9. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).
По 3-й песни – кондак мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» – седален Преполовения, глас тот же (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и преподобного, глас 8-й – 3 (см. на «Господи, воззвах»). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, бра́тие…» (см. на хвалитех).
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Го́споди, пре́жде Честна́го Твоего́ Креста́…».
По Трисвятом – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды).
На часах – тропарь Преполовения. Кондак только Преполовения.
На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Преполовения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
Сноски:
1 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393.
2 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»).
3 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Преполовения) включить славник Триоди, глас 1-й: «Пятдеся́тницы наста́ дней преполове́ние…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.).
4 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»).
5 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник.
6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
7 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»).
8 Если в субботы Пятидесятницы случится святой, которому на блаженнах назначена особая песнь (3-я или 6-я), то по Уставу вместе с рядовой праздничной песнью (на 4) должна петься только 6-я песнь святого (на 4) (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 14-е «зри»).
9 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).