Неделя ва́ий (цветоно́сная, Вербное воскресенье). ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ.
Апп. от 70-ти Ариста́рха, Пу́да и Трофи́ма.
Примечание. Храмовой праздник, если он случится в Страстну́ю седмицу до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в Пятницу или в Субботу Страстной седмицы, или в самый день Пасхи, то переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы (ср.: Типикон, храмовые главы 45 и 46).
Служба совершается только праздника (по Триоди).
Примечание. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор…», «Воскресение Христово видевше…») не поются.
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 6-й — 10 (каждая стихира — дважды). «Слава» — Триоди, глас тот же: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха…», «И ныне» — та же стихира.
Вход. Прокимен дня. Паримии праздника — 3.
На литии стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 3-й: «Пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи…».
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха…», «И ныне» — та же стихира.
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…» (дважды), и ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…» (дважды). «Слава, и ныне» — ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны Триоди.
Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, оса́нна в вы́шних, и мы Тебе́ вопие́м: благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне», и избранный псалом. Седален Триоди по полиелее, глас 8-й: «На престо́ле Херуви́мсте…». «Слава, и ныне» — тот же седален. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Из уст младе́нец и ссу́щих соверши́л еси хвалу́»; стих: «Го́споди Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́». Евангелие — праздника (Мф., 83 зач.). («Воскресение Христово видевше…» не поется.) Псалом 50-й. Во время 50-го псалма «иере́й взем кади́ло, кади́т крестообра́зно» приготовленные заранее ва́ия. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву на благословение ва́ий: «Го́споди Бо́же наш, седя́й на Херуви́мех…». После молитвы иерей окропляет вайи святой водой1 с произнесением слов: «Освяща́ются ва́ия сия́, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь» (трижды), а потом, на елеопома́зании, раздает вайи народу. «Слава» — глас 2-й: «Днесь Христо́с…», «И ныне» — тот же стих. «Помилуй мя, Боже…», и стихира праздника, глас 6-й: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…». «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…».
Примечание. Согласно общераспространенной практике, Евангелие полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника. «Егда́ же целу́ют бра́тия Свято́е Ева́нгелие, приходя́ще покланя́ются игу́мену, и от руку́ его́ взе́млют ва́ия со свеща́ми» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»).
Канон праздника, творение прп. Космы, глас 4-й, на 14 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия — ирмосы канона праздника (по каждой песни).
По 3-й песни — ипакои́ праздника, глас 6-й: «С ве́твьми воспе́вше пре́жде…» (единожды).
По 6-й песни — кондак праздника, глас 6-й: «На престо́ле на Небеси́…». Икос, глас тот же: «Поне́же ада связа́л еси, Безсме́ртне…».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но ирмос: «Бог Господь, и яви́ся нам…» (и прочее по обычаю). (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни вместо светильна поем на 4-й глас: «Свят Господь Бог наш» (с обычными стихами; трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й — 6 (первые две стихиры — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Пре́жде шести́ дней Па́схи…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…» (единожды).
Отпуст праздничный: «Иже на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
На часах — тропарь праздника: «О́бщее воскресе́ние…». «Слава» — ин тропарь праздника: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…». Кондак праздника: «На престо́ле на Небеси́…».
Примечание. «На 1-м часе́ тропа́рь: О́бщее воскресе́ние, Сла́ва: Спогре́бшеся Тебе́… И ны́не, Богоро́дичен часо́в… По Трисвято́м конда́к пра́здника: На престо́ле на Небеси́… и про́чая, и соверше́нный отпу́ст. Та́кожде и на про́чих часе́х. И лити́я быва́ет вне монастыря́» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»).
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
На проскомидии заготовляются три Агнца — для Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы.
Антифоны праздника.
Входный стих: «Благослове́н Гряды́й во Имя Госпо́дне; благослови́хом вы из до́му Господня; Бог Господь, и яви́ся нам».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
По входе — тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…». «Слава» — ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…», «И ныне» — кондак праздника, глас 6-й: «На престо́ле на Небеси́…».
Поется Трисвятое.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, задостойник и причастен — праздника.
После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Ви́дехом Свет Истинный…».
Отпуст в конце Литургии — как на утрене.
Примечание. «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий вечера»).
Сноски:
1 Церковный Устав считает, что благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Никаких других действий он не указывает. Но у нас с давних пор вошло в обычай еще окроплять вайи святой водой. (Ср.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 550.)