Страстна́я седмица. Великий Понедельник.
Мцц. Ага́пии, Ири́ны и Хиони́и.
Литургия Преждеосвященных Даров.
На вечерне — кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся…», «И ныне» — Триоди, глас тот же: «На Херуви́мех Носи́мый…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода…» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» — Триоди, глас 2-й: «От ве́твий и ва́ий…», «И ныне» — Триоди, глас 3-й: «Стра́шно е́же впа́сти в ру́це Бо́га Жи́ва…».
«Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» — «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» — «Молите о нас, святии апостоли…» (поклон)1. Затем — «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю́…». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами). После третьего поклона — «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпуст: «Гряды́й Госпо́дь на во́льную Страсть, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».
Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари — сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию).
По 1-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — седален, глас 4-й: «Смоко́вницы осужде́ние…».
Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».
По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом — вместо обычных тропарей и кондаков — кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше…» (см. на утрене Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время…» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов). Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…» (а не «Грядый Господь на вольную Страсть…»), и прощение от священника по обычаю. Ектения: «Помо́лимся…».
Утреня. Начало обычное. По великой ектении — «Аллилуия», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет…»), и поем «велегла́сно» тропарь, глас тот же: «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи…». «Слава» — тот же тропарь, «И ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).
Примечание. В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (Понедельник, Вторник и Среду) на утрене — по три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) — по одной на каждом, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает. На вечернях стихословится 18-я кафизма. В Великую Субботу на утрене поется 17-я кафизма (Непорочны) с похвала́ми (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395).
«И о сподо́битися нам…». Иерей отверзает царские врата и читает Евангелие в алтаре (у престола) — Мф., зач. 84 (конец — в зачале 88: «И дастся язы́ку, творя́щему плоды́ его…»). После окончания Евангелия царские врата затворяются.
Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».
Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев — во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию — ирмос трипеснца (оба лика вместе).
По 1-й песни — малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше…», и икос, глас тот же: «На рыда́ние ны́не приложи́м рыда́ние…». Поется ирмос 8-й песни: «Устраши́ся отроко́в…».
На 9-й песни — каждение («Честнейшую» не поем).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят…». Ексапостиларий Триоди: «Черто́г Твой…». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
Примечание. «Свети́лен самогла́сен, глаго́лется три́жды [ко́сно и со сладкопе́нием — ср.: Триодь Постная]: Черто́г Твой ви́жду… Пое́тся же пе́рвее посреде́ це́ркве канона́рхом еди́ножды. Та́же Сла́ва, на кли́рос; И ны́не, на други́й. И та́ко глаго́лем во всю седми́цу» (Типикон, гл. 49, «Во Святы́й и Вели́кий Понеде́льник на у́трени»).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех самогласны Триоди, глас 1-й и глас 5-й — 4 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5-й: «Го́споди, гряды́й к страда́нию…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 5-й и глас 8-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву…».
«Благо есть…» (дважды). Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе — глаголется тропарь Часослова: «В храме стоя́ще славы Твоея…»; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей пред царскими вратами: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.
1-й час по великопостному чину. Кафизмы нет. Тропарь часа: «Зау́тра услы́ши…» (со стихами). По «Отче наш» — кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня не поминаются).
Часы, изобразительны и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
Примечание. «При часе́ 3-м дне, ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло, я́коже есть обы́чай, и собра́вшеся в це́рковь, пое́м 3-й час… И пое́м час 6-й… Вку́пе же пое́м и 9-й час без кафи́змы… И пое́м Блаже́нны: Во Ца́рствии Твое́м: по обы́чаю… Присовокупля́ем же и вече́рню» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени»).
Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с великопостными тропарями и поклонами. На 3-м часе — кафизма 7-я; на 6-м часе — кафизма 8-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю); на 9-м часе кафизмы нет. На часах и изобразительных по «Отче наш» — кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…».
Особенности часов
в первые три дня Страстно́й седмицы
В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Перед чтением 3-го часа посреди церкви поставляется украшенный аналой, отверзаются царские врата, и иерей, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. (Иерей должен быть облачен в епитрахиль и фелонь.) Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей произносит возглас на начало часов. Затем священник с диаконом кадит окрест Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, лики, молящихся и весь храм. Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадится Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м часе.
Примечание. «И а́бие укра́шену анало́гию, положа́т на нем верху́ ́свято́е Четвероева́нгелие, и двема́ лампа́дома возжже́ннома. Всем же стоя́щим открове́нными глава́ми. Свяще́нник же кади́т храм весь, и бра́тию. А на 6-м часе́ кади́т то́кмо Ева́нгелие. На 9-м же часе́ Ева́нгелие кади́т, и храм весь, и бра́тию. И та́ко чтет Ева́нгелие» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Понедельник…»).
Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.
Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах после Богородична часа, а на 6-м — после паримии Триоди и 2-го прокимна Триоди. Всех евангельских чтений — 9. Евангелие от Матфея читается в два приема, т. е. на 3-м и 6-м часах в понедельник. Евангелие от Марка также в два приема — в понедельник на 9-м часе и во вторник на 3-м. Евангелие от Луки читается в три приема, т. е. во вторник на 6-м и 9-м часах и в среду на 3-м. Евангелие от Иоанна читается не полностью, а до 1-го Евангелия Страстей («Ны́не просла́вися Сын Челове́ческий…») — первое чтение в среду на 6-м часе и второе на 9-м.
Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподо́битися нам слы́шанию святаго Евангелия…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподо́битися нам слышанию святаго Евангелия…» не произносится, но только: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподо́битися нам…», и далее порядок тот же.
После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.
По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки — на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так:
Понедельник
На 3-м часе — Мф., зач. 1–66 (1, 1 — 16, 12).
На 6-м часе — Мф., зач. 67–116 (16, 13 — 28, 20).
На 9-м часе — Мк., зач. 1–39 (1, 1 — 9, 16).
Вторник
На 3-м часе — Мк., зач. 40–71 (9, 17 — 16, 20).
На 6-м часе — Лк., зач. 1–38 (1, 1 — 8, 39).
На 9-м часе — Лк., зач. 39–82 (8, 40 — 16, 18).
Среда
На 3-м часе — Лк., зач. 83–114 (16, 19 — 24, 53).
На 6-м часе — Ин., зач. 1–26 (1, 1 — 7, 36).
На 9-м часе — Ин., зач. 27–46 (7, 37 — 13, 32).
Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее2, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:
Понедельник
На 3-м часе — Ин., зач. 1–7 (1, 1 — 2, 25).
На 6-м часе — Ин., зач. 8–12 (3, 1 — 4, 46).
На 9-м часе — Ин., зач. 13–18 (4, 47 — 6, 13).
Вторник
На 3-м часе — Ин., зач. 19–25 (6, 14 — 7, 13).
На 6-м часе — Ин., зач. 26–30 (7, 14 — 8, 30).
На 9-м часе — Ин., зач. 31–34 (8, 31 — 9, 38).
Среда
На 3-м часе — Ин., зач. 35–38 (9, 39 — 10, 42).
На 6-м часе — Ин., зач. 39–41 (11, 1 — 12, 18).
На 9-м часе — Ин., зач. 42–46 (12, 19 — 13, 32).
Изобразительны совершаются по великопостному чину. После «Отче наш» — кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом.)
Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.
Кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 5-й и глас 8-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) — 10 (первые четыре стихиры — дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву…».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на, и у́зриши блага́я Иерусали́ма», стих: «Блаже́ни вси боя́щиися Го́спода, ходя́щии в путе́х Его́»; 2-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́хом вы во имя Госпо́дне», стих: «Мно́жицею бра́шася со мно́ю от ́ю́ности моея́».
По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через царские врата на амвон. Диакон (или иерей): «Премудрость, про́сти, услышим…» и т. д. (если нет диакона, священник читает Евангелие у престола). Евангелие — Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня на отпусте не поминаются).
Примечание. «На трапе́зе же яди́м сухояде́ние, и сим удовля́емся. И я́коже в 1-ю седми́цу свята́го сего́ поста́, си́це и в сия́ дни: в Вели́кий Понеде́льник, во Вто́рник и в Сре́ду пости́тися подоба́ет» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). «Ве́дати бо подоба́ет, я́ко и Шесты́й Вели́кий Собо́р повеле́ спаси́тельныя Стра́сти дни в посте́ и моли́тве и умиле́нии се́рдца сотворя́ти ве́рным. В полу́нощи же Вели́кия Суббо́ты оставля́ти пост, боже́ственным евангели́стом, Матфе́ю и Луце́, о́вому у́бо по́зде в суббо́ту глаго́ланием, о́вому же у́тром глубо́ким ме́длемое на́м но́щи напису́ющим» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 3-е «зри»).
Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными.
По «Слава в вышних Богу…» — трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия — ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.)3
По 2-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — седален, глас 2-й: «Милосе́рдием дви́жимь, Христе́…».
Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».
По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом — кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши…» (см. на утрене Великого Вторника).
После кондака — «Господи Сил, с нами бу́ди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помо́лимся…».
Сноски:
1 Песнопения «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» и «Под Твое благоутробие…» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы — «поско́ру глаго́лются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»).
2 См. об этом 12 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста.
3 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.