Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Гео́ргия Победоно́сца. Сплошная седмица.
Иверской иконы Божией Матери (службу зри 12 февраля и 13 октября)1.
Мц. царицы Александры.
Пасхальная служба совершается в соединении со службой вмч. Георгия Победоносца по 2-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «А́ще ли случи́тся великому́ченика Гео́ргия во еди́н от дней Све́тлыя неде́ли»2.
Утреню и вечерню во все дни Пасхальной седмицы в монастырях иерей совершает в мантии, епитрахили (и, по традиции, в поручах), а в приходских храмах — в фелони, епитрахили (и, по традиции, в поручах)3.
Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.
Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице…».
Далее — пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы — тот же тропарь (трижды). Стихи пасхального начала в следующем порядке:
1-й стих: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́» — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».
2-й стих: «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́» — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».
3-й стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Божия, а пра́ведницы да возвеселя́тся» — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».
4-й стих: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь» — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».
5-й стих: «Слава» — тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель…».
6-й стих: «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…» (но не по гласу «Славы»).
В завершение иерей или все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав».
Ектения великая. (Шестопсалмие не глаголется, «Бог Господь» не поется, кафизм и седальнов нет.)
Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Малая ектения. Седален великомученика по полиелее, глас 3-й: «Любо́вию горя́щею…». «Слава» — ин седален великомученика по полиелее, глас 4-й: «Возде́лав приле́жно…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее…». Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится»; стих: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т». Евангелие — Лк., зач. 63. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). (Псалом 50-й не глаголется.) «Слава» — «Молитвами страстоте́рпца…», «И ныне» — «Молитвами Богородицы…». Вместо «Помилуй мя, Боже…» певцы поют припев: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде и упова́ет на Него́», и стихиру великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами…».
Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 8 (ирмосы по дважды) и великомученика (два канона) на 6.
Библейские песни не поются.
Примечание. С понедельника пасхальный канон поется с особыми Богородичнами (творение прпп. Феофана и Иосифа). В Цветной Триоди они помещены в последовании Недели жен-мироносиц, а в изданном особой книгой «Последовании во Святую и Великую Неделю Пасхи» печатаются в каноне на ряду в первый день Пасхи. О малых ектениях на каноне в Уставе не упомянуто, потому что с понедельника Пасхи в отношении ектений строй утрени обычный: ектении произносятся только по 3-й, 6-й и 9-й песнях. Катавасия по каждой песни — ирмос канона Пасхи (единожды) и «Христос воскресе…» (трижды; по обычаю, скорым распевом). Каждение, по традиции, на 1-й, 4-й, 7-й и 9-й песнях канона (во всю Светлую седмицу).
Примечание. Припев к тропарям пасхального канона: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых», к Богородичнам — «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас», к тропарям канона великомученика — «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас»4; к предпоследнему тропарю в песни — «Слава», к последнему — «И ныне».
Катавасия «Воскресения день…».
По 3-й песни — кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же5.
По 6-й песни — кондак и икос великомученика, глас 4-й. «Воскрес Иисус от Гроба…» (трижды).
Примечание. «Воскресение Христово видевше…» по 6-й песни канона не глаголется.
9-я песнь канона поется в следующем порядке:
Диакон: «Вели́чит душа́ моя́ Воскре́сшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;
2-й лик: «Вели́чит душа́ моя́ во́лею страда́вша…», «Свети́ся, свети́ся…»;
1-й лик: «Христо́с, но́вая Па́сха…», «О, Боже́ственнаго…»;
2-й лик: «А́нгел вопия́ше…», «О, Боже́ственнаго…»;
1-й лик: «Возбуди́л еси, усну́в…», «О, Па́сха ве́лия…»;
2-й лик: «Магдали́на Мари́я…», «О, Па́сха ве́лия…»;
1-й лик: «Радуйся, Дево…», Богородичен: «Согласно, Дево…»;
2-й лик: «Радуйся, Дево…», Богородичен: «Веселися и радуйся…»;
1-й лик: «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас», «Непреста́нно Го́спода моли́…»;
2-й лик: «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас», «Страда́ний воздая́ния…»;
1-й лик: «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас», «Земля́ тя сокры́…»;
Примечание. Богородичен 1-го канона великомученика «Тя свиде́ния сень…» опускается.
2-й лик: «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас», «Свяще́ннии воспева́ют…»;
1-й лик: «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас», «Воспе́ша вся…»;
2-й лик: «Радуйся, Дево», Богородичен: «От земноро́дных…»;
Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды; по обычаю, скорым распевом).
По 9-й песни — ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» — светилен великомученика (по выбору), «И ныне» — ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: воскресные (см. в Триоди), глас 2-й — 3, и великомученика, глас тот же — 3; затем стих: «Да воскреснет Бог…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими стихами). «Слава» — великомученика, глас 2-й: «Да помава́ют пра́ведная…», «И ныне» — Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» — «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры).
Затем — тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Слава» — тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…» (но не по гласу «Славы»). (Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста не читается.)
После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», затем — просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения).
По возгла́се: «Твое бо есть, еже ми́ловати…», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н Христос, Бог наш…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей, держа Крест и, по обычаю, трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет вместе с сослужа́щими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Предстоятель с Крестом (и, по обычаю, с трисвещником) в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени вмч. Георгия Победоносца). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, быстро), и конечное — «И нам дарова́ живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны.
Часы Пасхи.
Примечание. В «Правиле ко Святому Причащению» (М., 1893) говорится: «Ве́домо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и Пара́клисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же, по днем седмицы, опускаются». Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями после него) при этом не читаются.
Входные молитвы перед Литургией в Светлую седмицу принято совершать следующим образом. По обычном начальном возгласе «Благословен Бог наш…» читается «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), ипакои и кондак Пасхи. Вместо покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» читаются тропари пасхальных часов: «Во гробе пло́тски…». «Слава» — «Яко Живоносец…», «И ныне» — Богородичен: «Вышняго освященное…». Затем: «Пречистому Образу Твоему покланя́емся, Благи́й…», «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице…». Молитва: «Господи, ниспосли́ руку Твою…»; псалом «Вни́ду в дом Твой…»6.
На Литургии пасхальное начало (как в первый день Пасхи).
Антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.
Вхо́дное Пасхи: «В це́рквах благослови́те Бога, Го́спода от исто́чник Изра́илевых».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
По входе — тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых…» (трижды), тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель…». «Слава» — кондак великомученика, глас тот же: «Возде́лан от Бо́га…», «И ныне» — кондак Пасхи, глас 8-й: «А́ще и во гроб…».
Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа…».
Прокимен и аллилуиарий — дня и великомученика.
Апостол и Евангелие — дня и великомученика.
Задостойник Пасхи: «Ангел вопия́ше…» — «Свети́ся, свети́ся…».
Причастен — Пасхи: «Те́ло Христо́во…», и великомученика: «В па́мять ве́чную…».
Окончание Литургии — пасхальное.
Отпуст пасхальный: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени вмч. Георгия Победоносца).
Во всю Пасхальную седмицу после утрени (и 1-го часа) указан в Уставе крестный ход.
Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко твори́м исхожде́ние днесь вне монастыря́, преднося́ще хору́гви. В рука́х же держа́ще свято́е Ева́нгелие, честны́й Крест, и ико́ны, Воскресе́ния Христо́ва, и Пречи́стыя Богоро́дицы. Пое́м кано́н Па́схи с Богоро́дичны, на 8, катава́сия, ирмо́с то́йже. По 6-й пе́сни, последи́ Ева́нгелия глаго́лем: Воскресе́ние Христо́во: три́жды. Та́же, стихи́ра: Воскре́с Иису́с от гро́ба: три́жды. Та́же 7-я, 8-я и 9-я пе́сни: и про́чее моле́бна [на Святую Пасху]» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник Светлыя седмицы на утрени», «зри»).
Во многих храмах крестный ход совершается в конце Литургии с пением канона Пасхи и чтением воскресных утренних Евангелий (по очереди).
При совершении крестного хода вокруг храма звон полагается только во время шествия, на время остановок звон прекращается.
Если на Пасхальной седмице случится храмовый праздник или местное празднование, то следует совершать службу с полиелеем, как показано в Типиконе под 23 апреля: «А́ще ли случи́тся великому́ченика Гео́ргия во еди́н от дней Све́тлыя неде́ли», т. е. вечером должна быть одна вечерня без литии, утром — полиелей. Если необходимо совершать накануне таких дней всенощное бдение, то в этом случае следует руководствоваться Марковой главой: «А́ще случи́тся Благове́щение Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник, во вто́рник или́ в сре́ду Све́тлыя неде́ли».
Сноски:
1 Празднование в честь второго обре́тения списка Иверской иконы Божией Матери внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года и согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года.
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 667–669.
3 В некоторых храмах существует практика совершать во всю Светлую седмицу утреню не в алтаре, а на середине храма перед иконой Воскресения Христова.
4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 668.
5 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же; седален великомученика, глас тот же; «Слава» — ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» — ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро…». (Ср.: Типикон, 23 апреля, 3-я Маркова глава.)
6 В некоторых храмах вместо псалма «Вни́ду в дом Твой…» многократно читается тропарь Пасхи.