Вторник 4-й седмицы по Пасхе. Ап. Иа́кова Зеведе́ева. Свт. Игна́тия Брянчани́нова, еп. Кавка́зского.

Свт. Дона́та, еп. Еврии. Обре́тение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января).

Служба ап. Иа́кова Зеведе́ева полиелейная, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы1 свт. Игна́тия Брянчани́нова, еп. Кавка́зского, в соединении со службой Триоди (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и апостола, глас 4-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Прииди́те, Небе́снаго та́инства пропове́дателя…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взы́де Иису́с во Иерусали́м…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 32.

На стиховне стихиры апостола, глас 8-й (со своими припевами)3. «Слава» – апостола, глас 1-й: «Христу́ после́довал еси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «В притво́ре Соломо́нове…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь апостола, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален апостола (дважды; см., напр., в Минее общей). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)4.

По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й: «Лучу́, яко со́лнце…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Заря́ми свы́ше…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола Иакова…». Стихира апостола, глас 1-й: «Христу́ после́довал еси…» (см. славник на стиховне вечерни)5.

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и апостола на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном); седален апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…» (см. в Неделю о расслабленном).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 3-й – 3 (см. на стиховне утрени)6, и апостола, глас 8-й – 3 (см. на стиховне вечерни). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Прему́дрый ло́вче…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Го́споди, разсла́бленнаго не купе́ль исцели́…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь апостола, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника Триоди и апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 3-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном) и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и апостола: «Во всю зе́млю…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 5-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 4-й: «К пра́вде ве́чней…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взы́де Иису́с во Иерусали́м…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами)7. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «В притво́ре Соломо́нове…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален святителя, глас 2-й: «Моли́твами и скорбьми́…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)8.

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, о́тче…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие – святителя. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Позна́л еси та́йну…».

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном); седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…» (см. в Неделю о расслабленном).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 3-й – 3 (см. на стиховне утрени)9, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Го́споди, разсла́бленнаго не купе́ль исцели́…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я)10 – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном) и святителя (общие).

Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие).

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и святителя (общий).

Сноски:

1 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393.

2 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

3 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

4 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

5 Ср.: Типикон, 30 апреля; Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 147.

6 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

7 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

8 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

9 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.