Пятница Светлой седмицы. Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоно́сного Исто́чника». Вмч. Гео́ргия Победоно́сца.

Иверской иконы Божией Матери (службу зри 12 февраля и 13 октября)1.

Мц. царицы Александры.

Пасхальная служба Триоди и служба в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» (см. в Триоди Цветной)2 совершаются в соединении со службой вмч. Гео́ргия Победоно́сца3.

Примечание. «Пое́м настоя́щее после́дование, бы́вшее от господи́на Ники́фора Калли́ста Ксанфопу́ла. На Пресвяту́ю Госпожу́ Влады́чицу Богоро́дицу Живоприе́мный Исто́чник. Не бо обрето́хом в Ти́пице сицева́го после́дования, но положи́ся любве́ ра́ди Пресвяты́я Богоро́дицы» (Триодь Цветная, «В четверто́к ве́чера Све́тлыя седми́цы»).

Примечание. Всенощного бдения накануне дня вмч. Гео́ргия Победоно́сца на Светлой седмице не полагается.

9-й час – по пасхальному чину.

Начало великой вечерни – как для всех дней Светлой седмицы (с пасхального начала). Ектения великая.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные (см. в Триоди), глас 6-й – 4, Богородицы (Живоносного Источника), глас тот же – 3, и великомученика, глас 4-й – 3. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Досто́йно и́мени…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе́ не ублажи́т…»4.

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Го́споди, Кре́посте моя́…», со стихами. Паримии великомученика – 3. Сугубая ектения: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихира воскресная (см. в Триоди), глас 6-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе…», и стихиры Богородицы (Живоносного Источника), глас 5-й – 3 (со своими припевами5). «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Разу́мнаго адама́нта…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры).

Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (трижды); «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й…» (но не по гласу «Славы»)6.

По исполнении стихир и тропарей – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени вмч. Георгия Победоносца).

Последование пасхальных часов совершается за малое повечерие.

Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.

Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице…».

Далее – пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Стихи пасхального начала в следующем порядке:

1-й стих: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».

2-й стих: «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».

3-й стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Божия, а пра́ведницы да возвеселя́тся» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».

4-й стих: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».

5-й стих: «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель…».

6-й стих: «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й…» (но не по гласу «Славы»)7.

В завершение иерей или все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав».

Ектения великая. (Шестопсалмие не глаголется, «Бог Господь» не поется, кафизм и седальнов нет.)

Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Малая ектения. Седален великомученика по полиелее, глас 3-й: «Любо́вию горя́щею…». «Слава» – ин седален великомученика по полиелее, глас 4-й: «Возде́лав приле́жно…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится»; стих: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т». Евангелие – Лк., зач. 63. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). (Псалом 50-й не глаголется.) «Слава» – «Молитвами страстоте́рпца…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Вместо «Помилуй мя, Боже…» певцы поют припев: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде и упова́ет на Него́»8, и стихиру великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами…».

Каноны: Пасхи со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды; Богородичны пасхального канона не поются), Богородицы (Живоносного Источника) на 4, и великомученика (два канона) на 6.

Библейские песни не поются.

Примечание. Припев к тропарям пасхального канона: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых», к тропарям Богородицы (Живоносного Источника) – «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас», к тропарям канона великомученика – «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас»9; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава», к последнему – «И ныне».

Катавасия «Воскресения день…»; после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды; по обычаю, скорым распевом).

По 3-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й; кондак и икос Богородицы (Живоносного Источника), глас тот же10.

По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 4-й. «Воскрес Иисус от Гроба…» (трижды).

Примечание. «Воскресение Христово видевше…» по 6-й песни канона не глаголется.

9-я песнь поется в следующем порядке:

Диакон: «Вели́чит душа́ моя́ Воскре́сшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;

2-й лик: «Вели́чит душа́ моя́ во́лею страда́вша…», «Свети́ся, свети́ся…»;

1-й лик: «Христо́с, но́вая Па́сха…», «О, Боже́ственнаго…»;

2-й лик: «А́нгел вопия́ше…», О, Па́сха ве́лия…»;

1-й лик: «Радуйся, Дево…» и тропари Живоносного Источника: «Во́ды вся превосхо́дит…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево…», «Реши́тель неду́гов…»;

1-й лик: «Радуйся, Дево…», «Здравия и́щущии…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево…», «Возвы́сися исто́чника…» и/или «Весели́ши, Дево…»;

1-й лик: «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас», и тропарь великомученика: «Непреста́нно Го́спода моли́…»;

2-й лик: «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас», и тропарь великомученика: «Страда́ний воздая́ния…»;

1-й лик: «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас», и тропарь великомученика: «Земля́ тя сокры́…»;

Примечание. Богородичен 1-го канона великомученика «Тя свиде́ния сень…» опускается.

2-й лик: «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас», и тропарь великомученика: «Свяще́ннии воспева́ют…»;

1-й лик: «Святы́й великому́чениче Гео́ргие, моли́ Бо́га о нас», и тропарь великомученика: «Воспе́ша вся…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево», и Богородичен: «От земноро́дных возра́стши…»;

Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды; по обычаю, скорым распевом).

По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен великомученика (по выбору), «И ныне» – светилен Богородицы (Живоносного Источника).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 6-й – 2, Богородицы (Живоносного Источника), глас 2-й – 2, и великомученика, глас тот же – 2, далее поются стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Да помава́ют пра́ведная…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры).

Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й…» (но не по гласу «Славы»)11.

После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», затем – просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения).

По возгла́се: «Твое бо есть, еже ми́ловати…», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н Христос, Бог наш…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей, держа Крест и, по обычаю, трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет вместе с сослужа́щими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Предстоятель с Крестом (и, по обычаю, с трисвещником) в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени вмч. Георгия Победоносца). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, быстро), и конечное – «И нам дарова́ живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны.

Часы Пасхи.

На Литургии пасхальное начало (как в первый день Пасхи).

Антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.

Вхо́дное Пасхи: «В це́рквах благослови́те Бога, Го́спода от исто́чник Изра́илевых».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых…» (трижды), тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель…». «Слава» – кондак великомученика, глас тот же: «Возде́лан от Бо́га…», «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «А́ще и во гроб…».

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа…».

Прокимен и аллилуиарий – дня (пятницы Светлой седмицы)12 и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня (пятницы Светлой седмицы), Богородицы (под зачало) и великомученика.

Задостойник Пасхи: «Ангел вопия́ше…» – «Свети́ся, свети́ся…».

Причастен – Пасхи: «Те́ло Христо́во…», и великомученика: «В па́мять ве́чную…».

Окончание Литургии – пасхальное.

Отпуст пасхальный: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени вмч. Георгия Победоносца).

Примечание. По обычаю, после Литургии совершается малое освящение воды. При его совершении следует учитывать богослужебные особенности Светлой седмицы (ср.: Типикон, гл. 50, «Подоба́ет ве́дати, ка́ко пое́тся моле́бен на Святу́ю Па́сху»)13. Существует традиция совмещения чина водоосвящения с ежедневно совершаемым после Литургии на Светлой седмице крестным ходом14.

Примечание. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии» (Типикон, 23 апреля).

Сноски:

1 Празднование в честь второго обре́тения списка Иверской иконы Божией Матери внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года и согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года.

2 Ср.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 315.

3 Порядок богослужения излагается по указаниям 2-й Марковой главы Типикона под 23 апреля («А́ще ли случи́тся великому́ченика Гео́ргия во еди́н от дней Све́тлыя неде́ли»; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 667–669) и с учетом сложившейся богослужебной практики (ср.: Православный церковный календарь на 1994 год. М., 1993. С. 24; Православный церковный календарь на 2005 год. М., 2004. С. 28–29; Богослужебные указания на 2005 год. М., 2004. С. 264–266; Богослужебные указания на 2008 год. М., 2007. С. 282–286).

4 См.: Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 667. Соответствующая Маркова глава в Цветной Триоди указывает на «И ныне» – догматик по гласу «Славы», глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

5 Перед второй стихирой на стиховне (Богородицы), как и перед первой (воскресной), в Триоди нет стиха.

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 668.

7 Там же.

8 Ср.: Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава.

9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 668.

10 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же; кондак и икос Богородицы (Живоносного Источника), глас тот же; седален великомученика, глас тот же; «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – седален Богородицы (Живоносного Источника), глас тот же: «Приснотеку́щий исто́чник…». (Ср.: Типикон, 23 апреля, 3-я Маркова глава.)

11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 668.

12 Прокимен, аллилуиарий и причастен Богородицы (Живоносного Источника) опускаются.

13 Ср.: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 287.

14 См.: Последование малаго освящения воды в пяток Светлыя седмицы / Сост.: свящ. С. Ванюков. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014; Богослужебные указания на 2014 год. М., 2013. С. 896–910.