Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Ра́доница. Поминовение усопших. Прпп. Ио́сифа песнопи́сца и Гео́ргия, иже в Мале́и.
Иконы Божией Матери, именуемой «Изба́вительница». Сщмч. Ники́ты Славяни́на, Афо́нского.
Прп. Ио́сифа Многоболе́зненного, Печерского, в Дальних пещерах.
Служба прпп. Ио́сифа песнопи́сца и Гео́ргия, иже в Мале́и, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, гл. 49, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («ра́дощами» – радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких специальных указаний относительно порядка службы в Радоницу.
На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того общего порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии, но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице.
Наро́читое поминовение усопших должно быть ограничено совершением заупокойной литии или панихиды1.
На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Иосифа, глас 2-й – 3, и прп. Георгия, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Ученико́м сомня́щимся…».
Примечание. При службе двух святых, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», поются стихиры святых на 6. «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – праздника. Стихиры праздника Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди (и принадлежащие системе Октоиха), не поются.
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 4-й (см. на «Господи, воззвах»)2. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «По воста́нии Твое́м, Го́споди…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Иосифа на 4 и прп. Георгия на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (прп. Георгия)3.
По 3-й песни – кондак прп. Иосифа, глас 4-й; седален прп. Иосифа, глас тот же. «Слава» – седален прп. Георгия, глас 3-й, «И ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в…».
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удо́в…». «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна́ благоуха́ет…».
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Две́рем заключе́нным…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Две́рем заключе́нным…».
По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (единожды).
На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). Кондак только праздника Триоди (Антипасхи).
На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 4-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак прп. Иосифа, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
1 «Допускаемое иногда в Радоницу совершение заупокойной службы с заимствованием песнопений из службы вселенской поминальной субботы перед Пятидесятницей и соединение их со службой попразднства Антипасхи, произвольно измышленное, не имеет никаких оснований в Типиконе. Оно не соответствует ни букве, ни духу богослужебного Устава Православной Церкви, которая в отношении своего богослужения всегда строго руководствуется мудрым наставлением Екклезиаста: всему свое время… время сетовать, и время ликовать (Еккл. 3, 1, 4). Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного…» (Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 47–48).
2 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
3 В 3-й, 6-й, 8-й и 9-й (а также в 1-й, 4-й и 5-й) песнях ирмосы канона прп. Георгия совпадают с ирмосами канона прп. Иосифа.