Понедельник 4-й седмицы по Пасхе. Сщмч. Симео́на, еп. Перси́дского. Прп. Ака́кия, еп. Мелити́нского. Прп. Зоси́мы, игумена Солове́цкого.
Обре́тение мощей прп. Александра Сви́рского (службу зри 30 августа).
Служба сщмч. Симео́на, еп. Перси́дского, и прп. Ака́кия, еп. Мелити́нского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Зоси́мы, игумена Солове́цкого, в соединении со службой Триоди (Б).
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: священномученика, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «При о́вчей купе́ли…».
Примечание. При службе двух святых, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», поются стихиры святых на 6. «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – праздника. Стихиры праздника Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди (и принадлежащие системе Октоиха), не поются.
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 8-й (см. на «Господи, воззвах»)1. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дла́нию Пречи́стою…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).
По 3-й песни – седален священномученика, глас 1-й. «Слава» – седален преподобного, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…» (см. в Неделю о расслабленном). «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Непогребе́н мертве́ц…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взы́де Иису́с во Иерусали́м…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На часах – тропарь воскресный. Кондак праздника Триоди.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 1-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого. «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак праздника Триоди.
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово приими́те…».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8-й – 3, и преподобного, глас 8-й и глас 2-й – 5. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, по́стническое сосло́вие…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «При о́вчей купе́ли…».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.
На стиховне стихиры преподобного, глас 6-й (со своими припевами)2. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дла́нию Пречи́стою…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».
Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Во ото́це пу́сте…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)3.
По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Превозше́л еси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Посту́ прилежа́…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Яко Де́ву…»4. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного – Мф., зач. 43. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…».
Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном); седален преподобного, глас 4-й. «Слава» – ин седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…» (см. в Неделю о расслабленном).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 3-й – 3 (см. на стиховне утрени)5, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Непогребе́н мертве́ц…» (см. на хвалитех).
Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника Триоди и преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я (или 6-я)6 – 4.
Примечание. В службе преподобного в Минее указаны блаженны святого, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника (Недели о расслабленном).
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника Триоди.
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном) и преподобного.
Апостол и Евангелие – дня и преподобного.
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и преподобного: «В па́мять ве́чную…».
1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
2 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
3 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
4 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
5 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.