19. Четверг Светлой седмицы. Блж. Матро́ны Московской.
Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника.
Совершается пасхальная служба Триоди (А). Приводим также порядок совершения пасхальной службы Триоди в соединении со службой блж. Матроны Московской (по 2-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «А́ще ли случи́тся великому́ченика Гео́ргия во еди́н от дней Све́тлыя неде́ли»)1 (Б).
А. Все службы суточного круга – по образцу 16 и 17 апреля.
Поются стихиры 5-го гласа.
На великой вечерне – прокимен великий, глас 7-й: «Внуши́, Боже, молитву мою…».
На Литургии – прокимен, глас 3-й: «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царе́ви нашему, пойте»; стих: «Вси язы́цы, восплещи́те руками, воскли́кните Богу гласом ра́дования».
Б. Великая вечерня.
Перед вечерней – 9-й час по пасхальному чину.
Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази́ Его…» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 5-й – 3, и блаженной, глас 6-й – 3. «Слава» – блаженной, глас тот же: «Днесь торжеству́ет оби́тель…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…» (см. в Цветной Триоди)2.
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 7-й: «Внуши́, Боже, молитву мою…», со стихами. Паримии блаженной – 3. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Цветной Триоди), глас 5-й: «Тебе́, Воплоще́ннаго Спа́са Христа́…», затем стихиры Пасхи, глас тот же, со стихами: «Да воскреснет Бог…». «Слава» – блаженной, глас 6-й: «Прииди́те, просла́вим…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресе́ния день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры).
Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (трижды); «Слава» – тропарь блаженной, глас 2-й: «Бо́гом умудре́нную…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…» (но не по гласу «Славы»)3.
По исполнении стихир и тропарей – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени блж. Матроны Московской), и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи).
Последование пасхальных часов совершается за малое повечерие.
Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.
Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице…».
Далее – пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Стихи пасхального начала в следующем порядке:
1-й стих: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».
2-й стих: «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».
3-й стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Божия, а пра́ведницы да возвеселя́тся» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».
4-й стих: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».
5-й стих: «Слава» – тропарь блаженной, глас 2-й: «Бо́гом умудре́нную…».
6-й стих: «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…» (но не по гласу «Славы»)4.
В завершение иерей или все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав».
Ектения великая. (Шестопсалмие не глаголется, «Бог Господь» не поется, кафизм и седальнов нет.)
Полиелей. Величание блаженной и избранный псалом. Малая ектения. Седален блаженной по полиелее, глас 4-й: «Рука́ Госпо́дня…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, в седальнах по 3-й песни канона: «Ны́не, ра́дуйся…»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блаженной, глас 4-й: «Го́споди, откры́й о́чи мои́, и уразуме́ю чудеса́ от зако́на Твоего́»; стих: «Отврати́ о́чи мои́, е́же не ви́дети суеты́, в пути́ Твое́м живи́ мя». Евангелие блаженной – Мф., зач. 104. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). (Псалом 50-й не глаголется.) «Слава» – «Молитвами блаже́нной ста́рицы…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Вместо «Помилуй мя, Боже…» певцы поют припев: «Госпо́дь Просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся?»5, и стихиру блаженной, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами…».
Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 8 (ирмосы по дважды) и блаженной на 6.
Библейские песни не поются.
Примечание. Припев к тропарям пасхального канона: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых», к Богородичнам – «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»; к тропарям канона блж. Матроны припев может звучать следующим образом: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас»; «Святая праведная ма́ти Матроно, моли Бога о нас», «Святая блаженная ма́ти Матроно, моли Бога о нас» или «Святая блаженная ста́рице Матроно, моли Бога о нас»6; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава», к последнему – «И ныне».
Катавасия «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же7.
По 6-й песни – кондак блаженной, глас 7-й. «Воскрес Иисус от Гроба…» (трижды)8.
Примечание. «Воскресение Христово видевше…» по 6-й песни канона не глаголется.
9-я песнь канона поется в следующем порядке:
Диакон: «Вели́чит душа́ моя́ Воскре́сшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;
2-й лик: «Вели́чит душа́ моя́ во́лею страда́вша…», «Свети́ся, свети́ся…»;
1-й лик: «Христо́с, но́вая Па́сха…», «О, Боже́ственнаго…»;
2-й лик: «А́нгел вопия́ше…», «О, Боже́ственнаго…»;
1-й лик: «Возбуди́л еси, усну́в…», «О, Па́сха ве́лия…»;
2-й лик: «Магдали́на Мари́я…», «О, Па́сха ве́лия…»;
1-й лик: «Радуйся, Дево…», Богородичен: «Согласно, Дево…»;
2-й лик: «Радуйся, Дево…», Богородичен: «Веселися и радуйся…»;
1-й лик: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас»9, «О чу́до ве́лие…»;
2-й лик: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас», «О чу́до ве́лие…»;
1-й лик: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас», «Град Москву́…»;
2-й лик: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас», «Град Москву́…»;
1-й лик: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас», «Приими́ на́ше недосто́йное моле́ние…»;
2-й лик: «Радуйся, Дево…», Богородичен: «И́стинную избра́нницу…»;
Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды; по обычаю, скорым распевом).
По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен блаженной: «А́нгели пресве́тлии…», «И ныне» – ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: воскресные (см. в Триоди), глас 5-й – 3, и блаженной, глас 8-й – 3; затем стих: «Да воскреснет Бог…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими стихами). «Слава» – блаженной, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! О, та́инства…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры).
Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Слава» – тропарь блаженной, глас 2-й: «Бо́гом умудре́нную…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…» (но не по гласу «Славы»)10. (Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста не читается.)
После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», затем – просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения).
По возгла́се: «Твое бо есть, еже ми́ловати…», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н Христос, Бог наш…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей, держа Крест и, по обычаю, трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет вместе с сослужа́щими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Предстоятель с Крестом (и, по обычаю, с трисвещником) в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени блж. Матроны Московской). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, быстро), и конечное – «И нам дарова́ живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны.
Часы Пасхи.
На Литургии пасхальное начало (как в первый день Пасхи).
Антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.
Вхо́дное Пасхи: «В це́рквах благослови́те Бога, Го́спода от исто́чник Изра́илевых».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
По входе – тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых…» (трижды), тропарь блаженной, глас 2-й: «Бо́гом умудре́нную…». «Слава» – кондак блаженной, глас 7-й: «К служе́нию Христо́ву…», «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «А́ще и во гроб…».
Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа…».
Прокимен и аллилуиарий – дня (четверга Светлой седмицы) и блаженной.
Апостол и Евангелие – дня (четверга Светлой седмицы) и блаженной.
Задостойник Пасхи: «Ангел вопия́ше…» – «Свети́ся, свети́ся…».
Причастен – Пасхи: «Те́ло Христо́во…», и блаженной: «В па́мять ве́чную…».
Окончание Литургии – пасхальное.
Отпуст пасхальный: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени блж. Матроны Московской).
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 667–669; Настольная книга священнослужителя. М., 19922. Т. 1. С. 99–100.
2 См.: Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 667. Соответствующая Маркова глава в Цветной Триоди указывает на «И ныне» – догматик по гласу «Славы», глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 668.
4 Там же.
5 Ср.: Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава; Минея, 23 апреля, служба вмч. Георгия Победоносца.
6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 668.
7 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же; седален блаженной, глас 4-й (дважды); «Слава, и ныне» – ипакои Пасхи, глас тот же: «Предварившия утро…». (Ср.: Типикон, 23 апреля, 3-я Маркова глава.)
8 «Поем на оба лика» (Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава).
9 Припев к тропарям канона блж. Матроны может звучать следующим образом: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас»; «Святая праведная мати Матроно, моли Бога о нас», «Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас» или «Святая блаженная старице Матроно, моли Бога о нас».
10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 668.