30. Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского.

Свт. Доната, еп. Еврии. Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января).

Служба ап. Иакова Зеведеева полиелейная, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы[1] свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского, в соединении со службой Триоди (Б)[2].

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8[3]: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 4[4], и апостола, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедателя…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3[5].

На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными)[6]. «Слава» – апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Во святилище пришел еси…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

Кафизмы 16-я и 17-я[7]. Малые ектении. Седальны Триоди[8].

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола, глас 4-й: «Лучу, яко солнце…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Зарями свыше…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Празднику преполовившуся…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола Иакова…». Стихира апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси…» (см. славник на стиховне вечерни)[9].

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Чашу имеяй…» (см. в среду Преполовения).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и апостола, глас 8-й – 3 (см. на стиховне вечерни). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просветившеся, братие…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь апостола. Кондаки Преполовения и апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я[10] – 4.

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник Пасхи.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8[11]: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 4[12], и святителя, глас 5-й – 4. «Слава» – святителя, глас 4-й: «К правде вечней…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными)[13]. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Песнь священную…» (см. 1-ю стихиру на стиховне)[14], «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святилище пришел еси…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

Кафизмы 16-я и 17-я[15]. Малые ектении. Седальны Триоди[16].

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя, глас 2-й: «Молитвами и скорбьми…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителя, глас 8-й: «Рекл еси, отче…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Празднику преполовившуся…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач. (от полу), X, 1–9). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Познал еси тайну…».

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Чашу имеяй…» (см. в среду Преполовения).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и святителя, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просветившеся, братие…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки Преполовения и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я[17] – 4.

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святителя (общие).

Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16).

Задостойник Пасхи.


1 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393.

2 Служба ап. Иакова Зеведеева в этом случае может быть перенесена по усмотрению настоятеля.

3 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»).

4 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Преполовения) включить славник Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницы наста дней преполовение…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.).

5 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

6 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»).

7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

8 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»).

9 Ср.: Типикон, 30 апреля; Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 147.

10 Если в субботы Пятидесятницы случится святой, которому на блаженнах назначена особая песнь (3-я или 6-я), то по Уставу вместе с рядовой праздничной песнью (на 4) должна петься только 6-я песнь святого (на 4) (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 14-е «зри»).

11 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»).

12 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Преполовения) включить славник Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницы наста дней преполовение…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.).

13 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»).

14 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник.

15 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

16 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»).

17 Если в субботы Пятидесятницы случится святой, которому на блаженнах назначена особая песнь (3-я или 6-я), то по Уставу вместе с рядовой праздничной песнью (на 4) должна петься только 6-я песнь святого (на 4) (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 14-е «зри»).