Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста.
Пра́зднество Всеми́лостивому Спа́су и Пресвято́й Богоро́дице.
Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (по главе Типикона под 1 августа: «А́ще же 1-й день а́вгуста случи́тся в Неде́лю»).
Примечание. Перед началом малой вечерни («пре́жде клепа́ния») иерей износит из сосудохранилища Честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бденияиерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест во́лею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, где оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, Креста, глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – Креста, глас 8-й: «Его́же дре́вле Моисе́й…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и стихиры мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й (см. на хвалитех). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «На Маккаве́и собра́вшуюся рать…» (см. славник хвалитных стихир), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – мучеников, глас тот же: «Ду́ши пра́ведных…», «И ныне» – Креста, глас тот же: «Глас проро́ка…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Креста, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 1-й, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.
Непорочны (на практике, заменяются на полиелей, который совершается в алтаре, при этом величание не поется). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е (по традиции, читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Примечание. По обычаю, помазание елеем совершается после выноса Креста.
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Креста (Минеи) на 4 и мучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начерта́в…».
Примечание. С этого дня и до Преображения Господня (включительно), а также в день отдания праздника Преображения, если на утрене поется великое славословие, катавасия праздника Воздви́жения: «Крест начерта́в…» (см. Типикон, гл. 19).
По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Креста, глас 6-й: «Крест Твой, Го́споди…».
По 6-й песни – кондак и икос Креста, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – светилен Креста.
Примечание. До пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и Креста, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником: «Пособи́вый, Го́споди…» (см. на «И ныне»), и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Первые шесть хвалитных стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние две – с дополнительными припевами (см. в Типиконе и Минее): 1-й – «Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, / и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то е́сть»; 2-й – «Бог же, Царь наш пре́жде ве́ка, / соде́ла спасе́ние посреде́ земли́».
Великое славословие. Во время пения славословия предстоятель (облаченный во все священные одежды) совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании великого славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже…») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, про́сти»2. Певцы поют воскресный тропарь3: «Воскрес из гроба…» (единожды)4. Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему…» (каждый раз завершая пение земным поклоном), это же песнопение трижды повторяют певцы. Совершается поклонение Кресту и целование его5 при пении стихир, глас 2-й, глас 5-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др. Обычные ектении – сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и просительная: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения). Отпуст воскресный: «Воскресы́й из ме́ртвых, Христо́с,И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́…» (на отпусте поминаются свв. мчч. Маккавеи).
На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Креста. Кондак воскресный6.
На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак Креста.
На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Креста. Кондак мучеников.
На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 4, Креста, песнь 3-я – 4, и мучеников, песнь 6-я – 4.
На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь мучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Креста.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – Креста и мучеников.
Апостол и Евангелие – дня, Креста (под зачало) и мучеников.
Причастен – Креста: «Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди», и мучеников: «Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде…».
В этот день совершается чин малого освящения воды. По обычаю, освящение меда нового сбора (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 21–31).
Примечание. По Уставу, освящение воды совершается на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему, или перед часами и Литургией (см. Типикон, гл. 48, 1 августа). На практике, освящение воды обычно совершается после Литургии.
Примечание. «О посте́ Пресвяты́я Богоро́дицы подоба́ет ве́дати: В пост Святы́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы Успе́ния 15 дней, кроме́ Преображе́ния Христо́ва, пости́мся до 9-го часа́ дне. Понеде́льник, сре́ду и пято́к – су́хо я́сти; и твори́м коленопреклоне́ние, да́же до причаще́ния. Во вто́рник и четверто́к варе́ние без еле́а. В суббо́ту же и Неде́лю варе́ние со еле́ем, и вино́ пие́м; ры́бы же не яди́м до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, но то́кмо на Преображе́ние Христо́во яди́м ры́бу, два́жды дне́м» (Типикон, гл. 33).
Сноски:
1 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».
2 По обычаю, предстоятель творит Крестом крестное зна́мение в царских вратах.
3 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть…», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба…» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).
4 «Тропа́рь воскре́сен то́чию» (Типикон, 1 августа, «А́ще же 1-й день а́вгуста случи́тся в Неде́лю»). Тропарь Креста в данном случае не поется.
5 Обычно во время целования Креста совершается пома́зание освященным елеем.
6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 280.