Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

Служба праздника Успения Пресвятой Богородицы совершается вместе с воскресной службой Октоиха (по Марковой главе Типикона под 15 августа: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся пра́здник Пресвяты́я Богоро́дицы Успе́ния в Неде́лю»).

Примечание. В некоторых храмах существует следующая практика: в канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым возжигается светильник, после чего бывает каждение престола и Плащаницы. Во время утрени, на полиелее, Плащаница из алтаря выносится царскими вратами и полагается посреди храма, где и пребывает до богослужения, на котором совершается чин Погребения Божией Матери. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника, то на службе Погребения Божией Матери выноса Плащаницы не бывает, но в свое время совершается Погребение с крестным ходом. Впрочем, во многих храмах Плащаница выносится в день Погребения, во время пения особых тропарей праздника на «Бог Господь» (см. об этом 17 августа).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, и Успения, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас тот же: «Богонача́льным манове́нием…» (догматик гласа не поется).

Вход. Прокимен дня. Паримии Успения – 3.

На литии стихиры Успения, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й. «Слава» – Успения, глас 5-й: «Прииди́те, празднолю́бных собо́р…», «И ныне» – Успения, глас тот же: «Воспо́йте, лю́дие…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Успения, глас 4-й: «Егда́ изшла́ еси…».

По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Успения, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.

Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Успения по 1-м стихословии, глас 1-й: «Всечестны́й лик…», седален Успения по 2-м стихословии, глас 3-й: «В рождестве́Твое́м…». «Слава, и ныне» – седален Успения по полиелее, глас 4-й: «Возопи́й, Дави́де…». Степенны гласа. Прокимен Успения, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы – Лк., зач. 4. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Успения, глас 6-й: «Егда́ преставле́ние пречи́стаго Твоего́ те́ла готовля́шеся…».

Примечание. «Степе́нна гла́са. Проки́мен и Ева́нгелие пра́здника. Та́же,Воскресе́ние Христо́во и псало́м 50-й, и целова́ние Ева́нгелия, по обы́чаю» (Типикон, 15 августа, Маркова глава).

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Успения 1-й на 4 и 2-й на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Успения.

По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й; ипакои́ Успения, глас 8-й: «Блажи́м Тя вси ро́ди…» (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются).

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава, и ныне» – светилен Успения.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и Успения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды; со своими припевами; припевы см. на стиховне вечерни в Минее). «Слава» – Успения, глас 6-й: «На безсме́ртное Твое́успе́ние…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 11-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Успения. Кондаки воскресный и Успения читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительные.

Блаженны гласа – 6 и Успения, песнь 3-я – 4.

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь Успения. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак Успения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Успения.

Апостол и Евангелие – дня и Успения.

Задостойник праздника – припев: «А́нгели, Успе́ние…» и ирмос: «Побежда́ются естества́ уста́вы…» (и до отдания).

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

Примечание. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии. А́ще ли бу́дет пра́здник сей в сре́ду или́ в пято́к, разреша́ем то́чию на ры́бу и вино́. А́ще ли же в понеде́льник, и миря́не разреша́ют на мя́со, и сы́ры, и я́ица: мона́си же то́чию на ры́бу и вино́» (Типикон, 15 августа).

С 16 по 22 августа – попразднство Успения Пресвятой Богородицы.

23 августа – отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Сноски:

1 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла…».