Неделя 13-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный.
Служба в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи бденная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.
Примечание. «Ве́домо же бу́ди, я́ко а́ще случи́тся пра́здник си́й в Неде́лю, предваря́ет вся слу́жба воскре́сна на вече́рни и на у́трени, и на Литурги́и» (Типикон, 29 августа, «зри»).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и Предтечи, глас 6-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Рождеству́ сотворя́ему…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи – 3.
На литии стихиры Предтечи, глас 1-й и глас 4-й. «Слава» – Предтечи, глас 5-й: «Беззако́ннаго дея́ния…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Воспо́йте, лю́дие…»1.
На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – Предтечи, глас 8-й: «Предте́че Спа́сов…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»2.
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Предтечи, глас 2-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные3.
Полиелей. Величание Предтечи и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Предтечи по 1-м стихословии, глас 5-й: «Хода́тая согла́сно зако́на…»; ин седален Предтечи по 1-м стихословии, глас 4-й: «Све́тлую твою́ па́мять…»; седален Предтечи по 2-м стихословии, глас 5-й: «И́же от ложе́сн проро́ка…»; ин седален Предтечи по 2-м стихословии, глас 4-й: «Ны́не яви́ся…». «Слава» – седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Предте́ча, ве́рнии…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́воО́тчее…»4. Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Предтечи (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начерта́в…».
По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 5-й; седален Предтечи, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й, светилен Предтечи. «Слава» – ин светилен Предтечи, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и Предтечи, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – евангельская стихира 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки Предтечи и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6, и Предтечи, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Предтечи; кондак воскресный. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак храма.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Предтечи.
Апостол и Евангелие – дня и Предтечи.
Примечание. Рассуждение Типикона о трапе́зе в этот день см. в гл. 48, 29 августа.
Сноски:
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–62, 782.
2 Там же. С. 65–66.
3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от ве́ка…».
4 При пении седальнов Минеи после ипакои допустима следующая схема: седален Предтечи по 1-м стихословии (по выбору), седален Предтечи по 2-м стихословии (по выбору); «Слава» – седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Предте́ча, ве́рнии…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́воО́тчее…».