Среда. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста.
Пра́зднество Всеми́лостивому Спа́су и Пресвято́й Богоро́дице.
Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе со службой Октоиха.
Примечание. Перед началом вечернего богослужения («пре́жде клепа́ния») иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов.
На вседневной вечерне кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста, глас 4-й — 3, и мучеников, глас 1-й — 3. «Слава» — мучеников, глас 8-й: «Святи́и Маккаве́и…», «И ныне» — Креста, глас тот же: «Его́же дре́вле Моисе́й…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава» — мучеников, глас 8-й: «Ду́ши пра́ведных…», «И ныне» — Креста, глас тот же: «Глас проро́ка…».
По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» — тропарь Креста, глас тот же.
Примечание. По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» — возглас: «Яко Твое есть Царство…». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» — кондак Креста, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом, переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» — тропарь мучеников, глас тот же, «И ныне» — тропарь Креста, глас тот же.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 6 и мучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начерта́в…».
Примечание. С этого дня и до Преображения Господня (включительно), а также в день отдания праздника Преображения, если на утрене поется великое славословие, катавасия праздника Воздви́жения: «Крест начерта́в…» (см. Типикон, гл. 19).
По 3-й песни — кондак и икос мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» — седален Креста, глас 6-й: «Крест Твой, Го́споди…».
По 6-й песни — кондак и икос Креста, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Ексапостиларий Октоиха. «Слава» — светилен мучеников, «И ныне» — светилен Креста (Минеи).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Креста, глас 1-й — 3, и мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й — 3. «Слава» — мучеников, глас 4-й: «На Маккаве́и собра́вшуюся рать…», «И ныне» — Креста, глас тот же: «Пособи́вый, Го́споди…».
Примечание. До пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).
Великое славословие. Во время пения славословия предстоятель (облаченный во все священные одежды) совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании великого славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже…») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, про́сти»1. Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему…» (каждый раз завершая пение земным поклоном), это же песнопение трижды повторяют певцы. Совершается поклонение Кресту, целование его при пении стихир, глас 2-й, глас 5-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др. Ектении — сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и просительная: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения). Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…» (на отпусте поминаются свв. мчч. Маккавеи).
На часах — тропарь Креста. «Слава» — тропарь мучеников. Кондаки Креста и мучеников читаются попеременно.
На Литургии блаженны Креста, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и мучеников, песнь 6-я — 4.
На входе — «…во святых Дивен сый…».
По входе — тропарь Креста, тропарь мучеников. «Слава» — кондак мучеников, «И ныне» — кондак Креста2.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — Креста и мучеников.
Апостол и Евангелие — Креста и мучеников (рядовые чтения переносятся на вторник 31 июля).
В этот день совершается чин малого освящения воды. По обычаю, освящение меда нового сбора (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 21–31).
Примечание. По Уставу, освящение воды совершается на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему, или перед часами и Литургией (см. Типикон, гл. 48, 1 августа). На практике, освящение воды обычно совершается после Литургии.
Примечание. «О посте́ Пресвяты́я Богоро́дицы подоба́ет ве́дати: В пост Святы́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы Успе́ния 15 дней, кроме́ Преображе́ния Христо́ва, пости́мся до 9-го часа́ дне. Понеде́льник, сре́ду и пято́к — су́хо я́сти; и твори́м коленопреклоне́ние, да́же до причаще́ния. Во вто́рник и четверто́к варе́ние без еле́а. В суббо́ту же и Неде́лю варе́ние со еле́ем, и вино́ пие́м; ры́бы же не яди́м до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, но то́кмо на Преображе́ние Христо́во яди́м ры́бу, два́жды дне́м» (Типикон, гл. 33).
Сноски:
1 По обычаю, предстоятель творит Крестом крестное зна́мение в царских вратах.
2 В 48-й главе Типикона на 1 августа на Литургии по входе не указаны тропарь и кондак храма Богородицы или храма святого, хотя на основании общего устава (Типикон, гл. 52) тропарь и кондак храма Богородицы или храма святого могут петься.