Суббота. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Ми́рона.
Прп. Али́пия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах.
В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения в один из ближайших дней периода попразднства (обычно накануне третьего дня вечером) совершается служба Погребения Божией Матери (А). В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мч. Мирона (без праздничного знака) в соединении со службой попразднства Успения (Б).
А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1-го часа.
Примечание. Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению1.
Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери – из Православного календаря на 1929 г., изд. Митрополита Сергия (Страгородского): «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успения. По установившемуся (по-видимому, с ХV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церква́х Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) церкви под 15 августа читаем примечание: „Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери – по подражанию поемых на утрене Великой Субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не подражательный, но у нас он не получил распространения. – Сост.) Великая церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери”. …Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, издавна (но с какого времени, неизвестно) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его, как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника».
В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», – писал наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый на́десять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание.
До всенощного бдения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы.
На великой вечерне поем «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Успения, глас 1-й – 3 («О, ди́вное чу́до…», «Ди́вны Твоя́ та́йны, Богоро́дице…», «Твое́ сла́вят успе́ние…»), и Иерусалимского последования – 5: глас 6-й: «Дне́шний день та́йно…»; глас 2-й: «Егда́ от ми́ра, Жизнь су́щи…», «Егда́ во гро́бе, Мариа́м…», «Егда́ трие́ свяще́нницы…», и глас 5-й: «Тебе́, оде́ющагося све́том, я́ко ри́зою…»2. «Слава» – Успения, глас 1-й: «Богонача́льным манове́нием…»3, «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».
Вход. Прокимен, глас 2-й: «Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой…»; стих: «Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною…». Паримии Богородицы – 3.
Стихиры на литии и на стиховне – праздника Успения.
По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й: «В рождестве девство сохранила еси…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообра́зных учени́к лик…» (дважды). «Слава» – «Егда́ снизшла́ еси́ к сме́рти…», «И ныне» – «Свяще́нным ученико́м…».
При пении «Бог Господь» и тропарей «Благообра́зных учени́к лик…» Плащаница северными вратами износится из алтаря к уготованному надгробию на середину храма. Настоятель – в полном облачении. По положении Плащаницы на гробницу бывает каждение Плащаницы, трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.
Примечание. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, то во время пения тропарей священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице4. Плащаница кадится трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.
Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери – на три статии. Как правило, похвалы читаются священником, а стихи псалма поются хором или тоже читаются; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.
Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.
Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.
После 1-й статии – малая ектения, возглас: «Яко благослови́ся Твое имя и просла́вися Твое Ца́рство…».
После 2-й статии – малая ектения, возглас: «Яко святи́ся и просла́вися всечестно́е и великоле́пое имя Твое…».
После малых ектений в конце 1-й и 2-й статии иерей совершает малое каждение.
После 3-й статии – благословенны, глас 5-й, с особым припевом: «Благослове́нная Владычице, просвети́ мя светом Сына Твоего», – «Ангельский собор удиви́ся, зря Тебе в мертвых вмени́вшуюся…». На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)
Затем малая ектения, возглас: «Яко Тя хва́лят вся силы Небесныя…».
Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие – Лк., зач. 4. «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира, глас 6-й: «Егда́ преставле́ние пречи́стаго Твоего́ те́ла готовля́шеся…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».
Поются оба канона праздника Успения, ирмосы 1-го канона – по дважды. Тропари обоих канонов без повторений.
Катавасия – ирмосы 2-го канона, «на два лика».
По 3-й песни – ипакои Успения, глас 8-й: «Блажи́м Тя вси ро́ди…» (единожды).
По 6-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й.
На 9-й песни – припевы Успения, без повторений («Честнейшую» не поем). Обычное каждение.
1-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», ирмос: «Побежда́ются естества́ уста́вы…».
2-й лик – то же.
1-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», тропарь: «Дивля́хуся а́нгельския си́лы…».
2-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», тропарь: «Опря́та лик апо́стольский…».
1-й лик – ин припев: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Прииди́те в Сио́н…».
2-й лик: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Прииди́те, ве́рнии…».
1-й лик: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Приими́ от нас песнь…».
Затем оба лика вместе поют припев второго канона: «Велича́й, душе́ моя́…», и ирмос второго канона: «Всяк земноро́дный…» (так как назначена одна катавасия, а именно – ирмосы второго канона).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успения (трижды).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас 6-й: «На безсме́ртное Твое́ успе́ние…».
Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).
В конце пения стихир на хвалитех духовенство царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже…» священнослужители, положив пред Плащаницей три поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже…» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода – трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. (Плащаницу не подносят к царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, про́сти» перед царскими вратами не возглашается.) Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успения, и совершается пома́зание елеем у Плащаницы. Ектении и отпуст.
Примечание. Существует практика, согласно которой Плащаница после крестного хода вносится в алтарь (при пении тропаря праздника Успения), полагается на престоле, после чего совершается каждение престола и Плащаницы. Затем произносятся обычные ектении и отпуст утрени. (Помазание елеем не совершается.) После закрытия царских врат и завесы Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.
На часах – тропарь и кондак Успения.
На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе…» принято петь кондак Успения, глас 2-й: «В молитвах неусыпа́ющую Богородицу…».
На Литургии блаженны Успения, 1-го и 2-го канонов, песнь 3-я (1-го канона со ирмосом) на 6.
Примечание. Рядовая песнь праздничного канона дается с учетом того, что чин Погребения Божией Матери совершается вечером накануне третьего дня попразднства.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь Успения. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Успения.
В храме Богородицы – тропарь Успения. «Слава, и ныне» – кондак Успения.
В храме святого – тропарь Успения, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Успения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Успения.
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник праздника Успения.
По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении тропаря: «В рождестве девство сохранила еси…», «Слава, и ныне» – кондака: «В молитвах неусыпающую…», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.
Примечание. Существует практика, согласно которой Плащаница относится в алтарь в конце службы Погребения Божией Матери (см. примечание выше).
Б. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и мученика, глас 2-й – 3. «Слава» – праздника, глас тот же: «Яже Небе́с вы́шшая…»5, «И ныне» – догматик, глас тот же: «Пре́йде сень зако́нная…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Всенепоро́чная Неве́ста…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 16-я и 17-я6. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).
По 3-й песни – кондак мученика, глас 4-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 3-й: «Прииди́те, вси концы́ земни́и…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На часах – тропарь и кондак праздника.
На Литургии блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 3-я – 6 (1-го канона со ирмосом).
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник праздника.
Сноски:
1 Так, например, Типикон ничего не сообщает о праздновании Божией Матери «Живоносный Источник» в пятницу Светлой седмицы, ограничиваясь следующим замечанием: «Не́цыи же в сей пято́к Све́тлыя седми́цы пою́т после́дование Ники́фора Ка́ллиста Ксанфопу́ла, на Пресвяту́ю Богоро́дицу Живоприе́мный Исто́чник, я́коже и все после́дование напеча́тася в Пентикоста́риах: в Ти́пицех же ни в каких не обрета́ется» (Типикон, гл. 50, «В пяток Светлыя седмицы на утрени», 1-е «зри»). Последние слова Типикона не дают повода к отмене этого праздника. Напротив, обратившись к самому чинопоследованию, напечатанному целиком, как отмечалось, в Цветной Триоди, в четверток вечера Светлой седмицы находим такое высказывание: «…Не бо обрето́хом в Ти́пице сицева́го после́дования, но положи́ся любве́ ра́ди Пресвяты́я Богоро́дицы».
2 В Минее-Август (Ч. 2. М., 1989, 2002. С. 53) неточность: «Тебе, одеющуюся светом, яко ризою…».
3 Ср.: Типикон, 16 августа, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206.
4 Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, настоятель облачается во все священнические одежды только к пению великого славословия.
5 Ср.: Типикон, 16 августа, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206.
6 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).