Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Самуила.
Свт. Иоа́нна Су́здальского. Свт. Фео́дора Су́здальского.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой прор. Самуила (без праздничного знака) и службой попразднства Успения (по 2-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «А́ще случи́тся попра́зднство Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы в Неде́лю, кроме́ пра́здника Нерукотворе́ннаго О́браза»).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, праздника, глас 6-й – 3 (см. в Минее 20 августа, на «Господи, воззвах»), и пророка, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас 6-й: «На безсме́ртное Твое́ успе́ние…» (см. в Минее 20 августа)1, «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в Минее 20 августа, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Вси земноро́днии…» (см. в Минее 20 августа, на стиховне утрени).
На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Егда́ преставле́ние…» (см. в Минее 20 августа, на стиховне вечера).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й2, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные3.
Непорочны4 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й на 4 и пророка на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Успения: «Преукраше́нная Божественною славою…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й, кондак пророка, глас 8-й: «Яко многоче́стный дар…»; седален пророка, глас 3-й: «Зако́на судьба́ми воспита́н…». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «В рождестве́ Твое́м…» (см. в службе пророка).
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 5-й: «Пома́зателю ца́рский…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 198) этот кондак также отсутствует.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен пророка: «Самуил пет бу́ди…», «И ныне» – светилен праздника: «Апо́столи, от коне́ц…» (см. в службе пророка).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и праздника, глас 2-й – 4 (см. в Минее 20 августа, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника5.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь пророка6. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 6-я – 4.
На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь пророка; кондак воскресный. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь пророка; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий7 и причастен – воскресные и праздника.
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник праздника.
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».
После Литургии совершается молебен о сохранении творения Божия.
Примечание. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в приложении «Богослужебных указаний»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.
2 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 197) указывают тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Самуила память…».
3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня…».
4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.
6 Там же. С. 275–276.
7 Там же. С. 354–355.